В эту субботу в Северной Корее часы были переведены на полчаса назад согласно решению правительства о создании собственного «пхеньянского времени».
Создание этой новой временной зоны является символическим жестом, призванным покончить с наследием японского колониализма. Дата для этого выбрана тоже символическая - 70-ая годовщина освобождения от японского владычества.
Наблюдатели также полагают, что этот шаг призван упрочить имидж верховного лидера Ким Чен Ына.
«Лишив Корею собственного декретного времени, зловредные японские империалисты совершили непростительное преступление», - говорится в декрете высшего законодательного органа страны.
Таким образом Северная Корея пополнит ряды «временных отщепенцев» - наций, которые решили отпочковаться от географических и прочих стандартов.
«Невозможно прочертить по карте прямую линию и заставить всех ей подчиняться. Страны сами могут определять, где лежат границы их временных зон, и это порой превращается в вопрос политический», - полагает Рори Макэвой, куратор времени в Королевской обсерватории в Гринвиче.
Но давайте оглянемся назад.
В XIX веке города устанавливали собственное местное время по солнцу: солнце в зените означало полдень, то есть два города, находившиеся на расстоянии 200 км друг от друга, имели разное время, что, к примеру, представляло настоящую проблему для железнодорожного расписания.
Промышленная революция и развитие железных дорог привело к созданию международного стандартного времени.
В 1884 году на Международной меридианной конференции было решено разделить земной шар на 24 часовых зоны - по количеству часов в сутках. Каждая из них имеет 15 градусов ширины, чтобы покрыть долготу Земли в 360˚.
За нулевой меридиан был принят Гринвичский, а вся система получила название Среднее Время по Гринвичу (GMT), позже переименованное во Всемирное Единое Время (UTC).
А следом за этим пришла политика.
Ваше время, ваш выбор
Политика послужила причиной того, что Земной шар оказался поделен на большее количество временных зон, чем первоначальные 24: сейчас мы имеем более 40, и многие страны отказываются переводить свои часы, следуя за распоряжением о введении всемирного унифицированного времени, тем более что следование Гринвичскому меридиану исключительно добровольно.
Афганистан или Иран, например, охватывают два часовых пояса, и между ними в результате существует 30-минутный временной разрыв.
Другие страны воспользовались международным уложением в своих целях, чтобы самоидентифицироваться, и время у них на часах показывает, где хранится власть.
К примеру, Китай протянулся почти на 5 тысяч км и 5 временных зон, однако власти держат страну в одном унитарном времени - пекинском.
Так называемое Китайское Стандартное Время было введено в 1949 году, чтобы подкрепить национальное единство в первые годы правления коммунистической партии.
А на деле это означает, что отныне на Западе Китая жители имеют очень поздний рассвет и очень поздний закат.
За исключением оказывающих сопротивление небольших анклавов. Например, Синьцзян-Уйгурский автономный округ установил свое собственное, неофициальное время, которое на два часа отстает от Китайского Стандартного Времени, что само по себе посылает четкий сигнал центральным властям.
Условное время
Индия также с момента обретения независимости живет в одной временной зоне. Поскольку, находясь под британским правлением, Индия была поделена надвое, то объединение обширной территории страны под одним временем было своеобразным способом покончить с колониальным прошлым.
На практике же это означает, что кто-то на западе страны наблюдает рассвет на 90 минут позже, чем те, кто живут на востоке, однако и у тех и у других часы будут показывать одно и то же время.
Однако некоторые идут своим путем: районы восточного штата Ассам, где сосредоточено основное производство чая, живут по своему «плантационному времени» - то есть на час вперед официального времени - чтобы тем самым продлить светлое время суток.
Недавно Венесуэла перевела свои часы по схожей причине.
В 2007 году прежний президент страны Уго Чавес решил перевести стрелки часов, чтобы продлить светлое время суток и улучшить производительность труда.
Эта смена, по его словам, должна была принести «более справедливое распределение светового дня». Однако некоторые критики увидели в этом очередную националистическую выходку правителя, которые постоянно бросал вызов международному диктату; другие - попытку как-то выделиться на фоне предшественников.
Туда-сюда
Россия в этом смысле является притчей во языцех, поскольку власти страны не раз изменяли количество часовых поясов в политических целях.
Из недавних примеров: в марте 2010 года президент Дмитрий Медведев одним махом избавился от двух часовых поясов.
А год спустя он продавил план по отмене перехода на летнее время, которым пользовались с советских времен, и постановил жить сплошь по зимнему времени.
Это решение очень многих разозлило, особенно в тех частях России, в которых утром по-прежнему темно даже после 9.00.
Когда же в президентское кресло вернулся Владимир Путин, оба указа были отменены.
Но этим не кончилось: в 2014 году после аннексии Крыма Кремль принял решение по изменению местного времени на полуострове, чтобы оно совпадало с московским, несмотря на то что Крым отстоит от Москвы на два часовых пояса и никакой географической базы под этим нет.
И то же самое происходит и в других случаях изменения времени, включая и северокорейский.
Получается, что это не вопрос географии или вращения Земли: время - это прежде всего власть.
http://news.tut.by/world/460490.html