Непомерные аппетиты «Праздника Букваря»

Jan 28, 2010 15:53

Школьные поборы - тема вечнозеленая, но не теряющая актуальности в таких бедных странах, как Узбекистан. Финансирование общеобразовательных учреждений весьма скупое, зарплаты педагогов низкие, вот многие учителя и их руководители и пытаются выживать за счет облегчения кошельков родителей учеников.

В Самарканде порочная практика вымогательства денег преподавателями общеобразовательных школ распространена настолько, что никого не удивляет. По признанию одной из мам, ни одно родительское собрание не обходится без сбора денег на те или иные нужды. Складывается даже впечатление, что такие мероприятия проводятся только для этих целей.

В декабре во всех самаркандских школах проводился «Праздник Букваря». На его проведение с родителей первоклассников собирали от 20 до 25 тысяч сумов. Для сравнения: примерно в это же время в одной из местных организаций на проведение новогоднего вечера взрослые собирали аналогичную сумму.

Впрочем, среди школьных педагогов немало таких, кто начинает вытягивать деньги у родителей еще до того, как их дети впервые перешагнут порог школы. Мама одного из первоклассников рассказывала, что на первом же родительском собрании, прошедшем еще до начала учебного года, учительница собрала у присутствующих по три тысячи сумов ($1=1524 по официальному курсу) на покупку классного журнала и скатерти для учительского стола. В классе 43 ребенка, соответственно, собранная сумма составила почти 130 тысяч сумов. А между тем, на названные педагогом расходы достаточно было тысяч пятнадцать сумов.

Это один из вариантов разовых сборов наличности. Помимо этого существуют и обязательные ежемесячные взносы в классный фонд в размере пяти тысяч сумов. Основная статья расходов из этих «закромов» - зарплата дневным охранникам. Это своеобразная школьная служба безопасности, содержание которой полностью возложено на родителей.

Учитывая современные реалии, никто не возражает против пребывания в стенах школы такой структуры, пусть и за счет семейных бюджетов. Речь идет о цене вопроса.

В среднестатистической самаркандской школе учатся 700-800 человек. Выходит, что гарантированный ежемесячный сбор составляет более 3,5 миллионов сумов. На заработную плату трех-четырех секьюрити расходуется максимум 1 млн. сумов. Получается, что ежемесячно свободными остаются примерно два миллиона сумов.

Несмотря на наличие такого резервного фонда, в течение всего учебного года во всех без исключения самаркандских школах практикуются точечные вымогательства. Деньги просят на покупку декоративных цветов, полиэтилена для утепления окон, на озеленение, благоустройство, канцелярские расходы и даже на туалетную бумагу.

Выясняется также и то, что часть денег из этого резервного фонда идет на расчеты с заготовителями вторсырья. Оказывается, как и в советские времена, на школах висит план по сдаче макулатуры и металлолома. Поскольку такими пионерскими забавами современные школьники уже давно не занимаются, то вторсырье администрации школы приходится отдавать в виде денежных купюр. Так и объясняют в некоторых школах одну из статей расхода родительских денег.

На этом фоне чем то неземным, инопланетным воспринимается статья 41 Конституции Республики Узбекистан: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования. Школьное дело находится под надзором государства».

Но вот школьные годы позади, но расслабляться родителям не приходится: они понимают, что в колледжах или лицеях, куда должны пойти их дети для получения полного среднего образования, поборы только возрастут. Зачеты, экзамены, почти двухмесячная трудовая повинность на хлопковых полях... А чтобы оказаться в банковском, медицинском или другом престижном колледже, большинству приходится давать весомые взятки.

Поэтому многие родители, измотанные финансовым прессингом, стараются найти более рациональные пути для обеспечения будущего своих детей. Например, отдавая их в подмастерья: за полгода обучения у профессиональных швей, ювелиров, поваров, парикмахеров подростки получают востребованную профессию.

Максим Исаев
Previous post Next post
Up