Каспийский регион в 2013 году: на пороге геополитических трансформаций

Jan 28, 2014 05:36

http://www.casfactor.com/ru/editor/52.html#sthash.0l8wvcVl.mjbm
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН В 2013 ГОДУ: НА ПОРОГЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
10.01.2014


Каспий
В 2013 году Каспийский регион оставался в центре пристального внимания международного сообщества и СМИ во многом благодаря обострению конфликта между прикаспийскими государствами и внерегиональными игроками (США, ЕС, Турция, Китай), желающими реализовать свои внешнеполитические интересы. Прежде всего это противостояние выражалось в создании новых энергетически сетей (TANAP/TAP) и расширении уже имеющейся транспортной инфраструктуры («Южный коридор»), что прямым образом ограничивает историческую сферу влияния таких региональных акторов, как Россия, Иран, а также способствует установлению тесных доверительных отношений с политической элитой стран Каспийского моря (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан).
Возрастание присутствия проблематики Каспийского региона в информационном пространстве, как представляется, связано с грядущими геополитическими трансформациями, которые в скором времени коснутся Центральной Азии и Ближнего Востока. Здесь важно отметить следующие существенные моменты:
- конкуренция региональных интеграционных моделей, призванных сплотить азиатский регион и обеспечить локальное доминирование стран-бенефициаров (Россия, Китай, США-ЕС, Турция);
- будущее политическое самоопределение стран постсоветского пространства (новых независимых государств);
- противоречивое сосуществование соперничающих энергетических путей транспортировки углеводородов (российский «Южный поток», азербайджано-турецкий TANAP, формирование «Южного транспортного коридора» и др.);
- шиитско-суннитское противостояние, радикализация и исламизация Ближнего Востока (соперничество Ирана и Саудовской Аравии, ситуация в Ираке и Сирии);
- стремление США и ЕС расширить сферу своего влияния в данном регионе;
- вывод войск НАТО из Афганистана (возможное закрепление военно-политического присутствия НАТО в регионе);
- милитаризация Каспия (увеличение военных флотилий России и Ирана как ответ на проникновение третьих сил в Каспийский регион и оказание влияния на прибрежные государства).
Указанные факторы составляют архитектуру складывающихся взаимодействий между различными акторами в регионе Каспийского моря, требуя активизации действий прикаспийских государств по обеспечению безопасности и сохранению своих позиций в исторически сложившихся границах влияния. Подтверждением являются провозглашаемые «повестки дня» на всевозможных «каспийских мероприятиях», которые довольно часто проводились в 2013-ом году. Активность и неподдельный интерес, проявляемый влиятельными игроками мировой политики, свидетельствует об увеличении значения и ценности Каспийского региона, при этом факторами внимания были не только энергетический потенциал и экономический интерес, но и экологическая проблематика, решение которой является необходимым условием благоприятного развития и продолжения успешного освоения акваторий Каспия.
Большинство решений, принимаемых в рамках «каспийского вопроса», носят ярко выраженную политическую составляющую, которая заключается в желании достичь доминирующих позиций в регулировании и обеспечении контроля над важными ресурсными точками и транспортными путями, проходящими через Каспий. Вместе с тем деятельность прикаспийских государств, ревностно охраняющих свой суверенитет от вмешательства внешних сил и отказывающихся от политизации экономического сотрудничества, постепенно становится приоритетным направлением их внешнеполитических стратегий.
Единственным и притом вполне традиционным форматом, в рамках которого царили солидарность и единодушие в подходах к разрешению существующих проблем между прикаспийскими государствами, были многочисленные международные конференции, проходившие в многостороннем (четырех-пяти) формате. А также заседания Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Участники каспийских форумов стремились продемонстрировать оптимистичный настрой в достижении практических результатов переговоров и элиминации конфликтных зон взаимоотношений, но благожелательные намерения являлись в большей степени декларативными, диссонирующими с той политической реальностью, которая затрудняет установление стабильных прозрачных отношений между соседними государствами.
Обеспечение безопасности и стабильности в Каспийском регионе является приоритетной задачей не только для прикаспийских государств. Очевидно, что США и ЕС, заинтересованные в бесперебойных поставках энергетических ресурсов и реализации заключенных контрактов, также проявляют беспокойство по поводу достижения устойчивой и предсказуемой политической ситуации на данных территориях. Вместе с тем проблемы собственно безопасности, отсутствия каких бы то ни было конфликтов и боевых столкновений, в публичном пространстве подменяются проблемами энергетической безопасности, что, конечно же, немаловажно для любого суверенного государства, но отнюдь недостаточно для столь сложного региона, как Каспийское море. Как следствие, происходит проникновение в регион международных и при том внерегиональных акторов, преследующих свои геополитические интересы под видом разных форм сотрудничества - будь то публично-дипломатическая, лоббистская, финансовая или военная помощь.
Показательно, что Казахстан и Азербайджан допускают участие внешних акторов в процессе стабилизации и поиске взаимоприемлемых решений в преодолении конфликтных аспектов взаимодействия региональных игроков, придерживаясь многовекторного подхода во внешнеполитической деятельности. Прежде всего, данное суждение справедливо в отношении Азербайджана, Казахстан же находится в рамках институциональных ограничений, которые формируются процессами евразийской интеграции, активно поддерживаемыми Россией.
В условиях формирования новой архитектоники международной системы и конструирования внешнеполитической реальности регион Центральной Азии, Южного Кавказа, Ближнего Востока, а, как следствие, и Каспийский субрегион находятся в состоянии глубокой геополитической трансформации. Доминирующие субъекты мировой политики (США, ЕС, Россия, Китай) стремятся установить свое глобальное влияние в этой части континента, осознавая ее стратегическую важность для достижения приоритетных позиций в мире и установления внешнеполитического баланса сил, а также понимая уязвимость и неустойчивость положения образовавшихся после распада биполярной мировой системы новых независимых государств.
Существующие политические проекты интеграции постсоветского пространства не являются априори залогом обеспечения безопасности и процветания данного региона, а зачастую становятся лишь фактором локальной дестабилизации. Разнородные ориентации и противоречивые внешнеполитические интересы прикаспийских стран приводят к региональным конфликтам, милитаризации морского пространства и усугублению межгосударственных противоречий. Вмешательство третьих лиц в сферу исключительного внимания прибрежных стран, а также стремление зафиксировать военное присутствие в регионе (вывод военного контингента НАТО из Афганистана благоприятствует такому положению дел) и осуществить масштабную экономическую экспансию (инвестиции Китая в республики ЦА) имеют своей целью ограничить влияние России на пространстве бывшего Советского Союза.
Намерения России реализовать проект евразийской интеграции заставляют внешних игроков проводить более активную и даже агрессивную политику в данном регионе, создавая непреодолимые препятствия «возрождению СССР или Российской империи», а именно так Запад интерпретирует действия России. Подобные страхи внедряются и в сознание политических элит постсоветских стран, препятствуя конструктивному взаимодействию между нашими странами. В этой связи Россия и Иран всегда выступали за необходимость решать региональные проблемы совместными усилиями прикаспийских государств в пятистороннем формате. Каспийское море в силу сложности с определением парового статуса, разграничением национальных секторов на шельфе (геополитический статус Каспийского моря) и богатством природных ресурсов, а также географического положения, представляющего собой узел международных торгово-экономических связей, пересечение торговых путей Восток-Запад, Север-Юг, предстает глобальной целью для приложения политических амбиций различных акторов.
Каспийский регион приобретает важнейшее геополитическое и геостратегическое значение, возрождая многостороннюю борьбу и противостояние крупнейших субъектов мировой политики. Представляется, что предотвратить катастрофические последствия регионального соперничества станет возможным при интенсификации взаимоотношений пяти прикаспийских государств - Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, Иран. Кроме того, активизация внешнеполитических действий России в данном направлении, а именно продвигаемые с большими трудностями и препятствиями, но последовательно и убедительно процессы евразийской интеграции, могут оказать равноценное противодействие экспансионистским устремлениям влиятельных внерегиональных игроков.
Каспийский регион в условиях трансформирующейся системы международных отношений представляет собой совершенно уникальную область мировой системы, где пересекаются интересы крупнейших политических акторов и формируется особый комплекс экономических, политических и военно-технических аспектов взаимодействия.
- See more at: http://www.casfactor.com/ru/editor/52.html#sthash.0l8wvcVl.dpuf
Previous post Next post
Up