Итак, представьте, что теперь я стал коучем, а вы приходите ко мне и рассказываете что все идет не так, все не то, денег нет и в гости не куда сходить. А я такой и говорю, ваша проблема - это плохо сформулированная цель. А ведь действительно, если цель "хороша" (хотя термин и ненаучный, но не важно), то вы раз и достигли цель! И стали ближе к успешному успеху!! А если цель "плохая", то скорей всего вы на пути к ней встретитесь с драконом, провалитесь в яму, сгорите в огне и в конце концов утоните. В общем, формулируйте цель хорошо и будет вам счастье!
Но что не так, в таких рассуждениях? А все дело в том, что причина и следствия поменялись местами, появились ярлыки и оценочные суждения "нравится / не_нравится". Но для действия нужна простая картина мира, а не «волшебные выражения» коучей (которые все объясняют).
Если действовать в логике "проблема - это плохо "чего-то-там", то та же "бритва Оккама" применительно к проблемной ситуации спросит нас:
Какую проблему создает плохое "что-то-там"...?
(например: слабый свет вашего авто в плохую погоду) и мы сразу понимаем, что и почему мы считаем не достаточно качественным.
- мы не можем видеть дорогу, попадаем в ямы и колдобины;
- мы не можем ехать быстрее и потому опоздаем в аэропорт;
- мы можем не заметить случайного пешехода, и потому едем медленно.
Но, давайте останемся в логике «Проблема - это ...» и рассмотрим разные варианты.
1. Проблема - плохо сформулированная цель!
Эта фраза работает как совет астролога, помогает сфокусировать внимание на чем-то одном, в общем самосбывающееся пророчество.
2. Проблема - это не принятые во внимание ограничения.
Это выражение - настоящая находка для коучей, так как работа с ограничивающими убеждениями это как волшебный ключик, открывает любые замки и бастионы критического мышления. Но ограничения могут быть разными, убеждения важны, но часто именно не понимание границ ситуации и критически важных ограничений создают не преодолимые трудности. Вот представьте, что вы взлетели на самолете в идеальном техническом состоянии, с миллионом баксов, в хорошей компании и отличная погода по курсу, только вот незадача, вы не заправили самолет (((
3. Проблема - это неопределенность принятая за закономерность!
Поведение человека на фондовом или крипто-рынке чревато тем, что рано или поздно он просто начинает верить в существующий тренд, и тут рынок разворачивается и ...
4. Проблема - это нехватка ключевых ресурсов.
5. Проблема - это отсутствие работающей технологии.
6. Проблема - это не осознанны и не зафиксированный результат.
7. Проблема - это действия по плану без учёта изменений.
8. Проблема - это отсутствие показателей и критериев.
9. Проблема - это неприятие обратной связи.
В общем, как вы видите, вариантов "Проблема - это..." может быть много, выбирайте, примеряйте и живите теперь с этим!
А если у вашего клиента все идет по плану, то поймайте его на том, что ситуация поменялось, а его план остался прежним. И тогда он обязательно схватит вас за руку, как за спасательный круг, ведь коучи, они же такие ...!