Беседа на праздник Крещения

Jan 17, 2006 21:28



Беседа на праздник Крещения

- С древних времён у разных народов мира существовали обряды, связанные с очистительными свойствами воды, участвуя в которых, люди обновляли себя и свою жизнь. Чем отличается от этих обрядов крещение Иоанна Предтечи?

-Те обряды очищения, которые были до Иоанна Крестителя,  носили оккультный характер, т.е. это было внешнее воздействие без участия человека; внешнее очищение, которое не затрагивало человеческой сути, души человеческой.  Чин же, который проводил Иоанн Креститель, подразумевал покаяние, т.е. внутреннее изменение души, которое должно сопровождаться и внешним изменением жизни: мы должны принести (цитируя Евангелие) «плод покаяния».  Что такое «плод покаяния»? Это конкретные изменения в человеке: был злым - стал добрым, был раздражительным - стал терпеливым, был скупым - стал щедрым … В отличие от тех магических обрядов, которые должны были внешним образом менять людей, здесь человек становится соучастником этого действа, т.е. смиренным соучастником покаяния.  И через это действие в смиренную душу приходит благодать Божия.

-С апостольских времён христианские пастыри совершают над желающими Таинство Крещения, посредством которого новообращённые приобщаются к Святой Церкви.  Чин покаяния и омовения в Иорданских водах, осуществляемый Иоанном Предтечей, тоже назывался Крещением, но крещаемые в Иордане не становились тем самым христианами. Чем отличаются Иоанново Крещение от церковного (апостольского) Таинства Крещения?

- Явление Крестителя было уникальным; это не было правилом, повторяемым ежегодно; и служение Крестителя тоже было уникальное, предназначенное приготовить пути Господу. Как он говорил о себе ? - Я только Предтеча, я - лишь  друг Жениха, а Жених идёт за мной. И в этом смысл его чина Крещения: он призван был через это приуготовлять души к пришествию Спасителя. Ведь и Господь начал свою проповедь с тех же слов - со слов Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие!» И служение Иоанна Крестителя было приуготовлением людей к тому, чтобы они смогли уже от Спасителя воспринять тот же призыв и более высокое учение, которое принёс Спаситель на землю.

- Почему Таинство приобщения людей к Церкви носит название «Крещение»? Что общего здесь со словом «крест»?

- Это такая особенность русского языка. В иных языках употребляются другие слова, с крестом не связанные … В русском же языке действительно чудным образом это связано с  крестом, поскольку само Таинство Крещения, через которое человек входит в Церковь, не поставляет человека в какие-то лёгкие условия (санаторий-профилакторий),  а наоборот, настраивает человека на духовный подвиг, на несение креста. Крещение - это водружение креста. Так же и слово «воскресение» в русском языке связано с крестом. Это не есть  какое-то общее правило, это особенности нашего русского языка.

- Для чего пришёл креститься, т.е. пройти чин очищения от грехов через омовение в Иордане, безгрешный Иисус Христос?

- Спаситель Сам не нуждался в этом, но для нас прошёл через Крещение, чтобы  показать, что это нам необходимо. Господь делал всё для нашего спасения, показывая нам, как нам нужно жить. Например, Он ходил по ночам молиться. Сам Он не нуждался в этом, т.к. уже имел в Себе Самом Божий Дух, но делал это для нас, чтобы нас научить. Проявляя любовь к тем, кто к Нему приходил, Он учил апостолов, которые в свою очередь научили своих учеников и т.д. И вот эта приемственность Духа Христова хранится в Православной Церкви, и только в ней одной хранится. Все другие конфессии, уклонившиеся от истинного русла, уже утеряли тот Дух Христов, которому Спаситель научил апостолов. И среди этих поступков научительных, спасительных было и Крещение Господне - праздник, который мы свершаем.

- Почему этот праздник называется Богоявлением?

- Потому что через это событие и было чудное явление Спасителя миру: и Сын Божий был явлен Своим служением (Он начал Своё служение чрез это); и Дух Святый в виде голубя сходил на Него; и Отец Небесный свидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный …»; т.е. вся полнота Святой Троицы была явлена в этом событии.

- Почему мы постимся в Крещенский Сочельник? После Рождества наступают Святки, можно вкушать всё, что Бог послал, ходить в гости, веселиться … Для чего необходим строгий пост накануне Крещения?

- Как раз потому, наверное, что много дней прошло в таком утешении духовном и телесном, наступило какое-то расслабление, а праздник духовный требует и духовного приуготовления. Одним из важнейших элементов духовного приуготовления является пост телесный, воздержание, которое напрягает наш дух, очищает, возвышает его. Вот для этого пост.

-         Как правильно провести Сочельник и сам праздник Крещения Господа?

- И в Сочельник, и в праздник Крещения Господня православные христиане стремятся в храмы Божии. День начинается с молитвы. И в праздник Сочельника освящается вода - освящается с той целью, чтобы благодать этой воды святой

укрепила, очистила, приготовила нас к принятию праздника Крещения Господня, и в сам праздник Крещения вода освящается уже в воспоминание евангельского события Крещения Господа, и чудным образом эту воду Господь наполняет Своей благодатью, которая и в земном смысле позволяет ей храниться долго, сохраняя свою свежесть, но это не так важно, как наполнение духовное: благодать Божия, сопутствующая этой воде, даёт очищение тому, кто с верою её принимает. Нужно обязательно принимать с верою, с молитвою, нельзя относиться к этой воде как к некоему магическому предмету, который против нашей воли что-то с нами может делать. Только если человек раскрывает свою душу, идет навстречу Богу, тогда и Господь приходит к нему на помощь.

- Значит ли это, что бесполезно подливать святую воду в чай, например, или в пищу своим близким или родственникам, которые, может быть, не очень верят?

- Это смысла не имеет. Но покропить можно - по вере того, кто это делает. Господь никого не насилует. Человека можно облить десять раз святой водой, сто раз окунуть в купель, но если он не готов воспринять Благодать Божию, он от этого нисколько не изменится. Но Благодать Божия, по молитвам близких, по вере их, может умягчить сердце этого человека, и он откроется, и будет уже принимать эту воду, как подобает православному христианину: с молитвой, с верой в приятие благодати Божией.

-Богоявленской водой кропят жилища, принимают её с молитвою натощак. А для чего ещё её используют?

- По уставу кропятся самые различные, даже и скверные места. И принимается святая вода крещенская, которая именуется агиасмой, великой святыней, тогда, когда человек не может причащаться. Это не является заменой Причащения:  Причащение, соединение наше с Господом в Таинстве Евхаристии, ничто не может заменить. Но приобщение благодати Божией через принятие великой агиасмы, без сомнения, возможно. И поэтому те, кто не имеет возможности ходить в храм Божий постоянно, регулярно, кто не имеет возможности причащаться часто, те могут с верой принимать эту воду каждый день утром, желательно натощак, конечно. Но если человек болеет, то даже и не обязательно натощак, а по мере ослабления духовных сил, для укрепления их можно принимать святую воду. И омываться ею можно; есть даже такая традиция в русском народе (раньше она была более распространена): хождение на «Иордан», освящение воды в проруби, и многие крепкие русские люди ныряли в эти проруби, так что можно и омываться святой водой.

- Говорят, что вода, взятая из-под крана или даже из любого водоёма в день Крещения Господня, является святой или, во всяком случае, обладает свойствами святой воды. Правда ли это?

- Действительно, по молитвам Святой Церкви освящается всё естество водное, всей земли, но это происходит именно по молитвам Церкви. Если Церковь изменила бы, например, свой стиль, стала бы в другой день молиться, освящать воду (что, кстати, тоже возможно), то в другой день была бы святая вода. Т.е. это не привязано к какому-то календарю, а привязано к молитве церковной. И люди, которые набирают воду из кранов, не приходя в храмы Божии, не понимают, почему вода стала святой. Что, само собой это произошло? Нет, конечно, не само собой. И нам нужно помнить, где источник святости. По молитвам Церкви Господь дарует благодать Святого Духа воде крещенской. Можно, конечно, быть таким духовным потребителем, т.е. не прикладывая никаких усилий духовных, просто прийти, взять и уйти. Но, без сомнения, это будет оскорблять благодать Святаго Духа. Мы обязательно должны помолиться; обязательно нужно Бога возблагодарить за тот дар великий, который Он дал человечеству.

- Великое освящение воды проводится дважды: в сам праздник Крещения Господня и накануне, в Навечерие праздника. Вода, освящённая в Сочельник, тоже обладает такими же чудесными свойствами?

- Чин освящения воды, все прошения, которые Церковь произносит, абсолютно идентичны: и в Навечерие, и в сам день Крещения Господня, и соответственно Господь по молитвам Церкви дарует одну и ту же Благодать воде и в Сочельник, и в Крещение Господне. А для чего освящается дважды? Дело в том, что раньше вступало в Церковь много оглашенных, желающих креститься именно под праздник Богоявления, и ради множества крещаемых освящалась вода накануне, в Навечерие праздника, и в сам праздник, уже в память этого евангельского события, Крещения Спасителя. И со временем, когда оглашенных стало несравненно меньше, Церковь ради торжества праздника всё-таки удержала этот чин, и дважды освящает воду, и вода ничем не отличается.

- Каков духовный смысл этого праздника для каждого из нас, или какой урок  должны мы извлечь из него?

- Уроков очень много. Каждый праздник имеет очень насыщенный смысл, и никогда не бывает какого-то одного маленького урока для нас. Православный христианин, приходя в храм Божий, через этот праздник призван снова возвратиться к Таинству Крещения, которое он когда-то принимал, т.е. снова осмыслить те обеты, которые он давал Богу, обеты верности Богу; отречения от сатаны, от всех злых дел, от гордыни сатанинской. Обязательно мы должны вспомнить в этот праздник, что после Крещения Господь вышел на борьбу с врагом рода человеческого (Он удалился в пустыню). И нам тоже предстоит встретиться с врагом рода человеческого, и враг этот, к сожалению, сидит внутри нас  - это гордыня наша, страсти наши …

Сумей победить в себе раздражение, чтобы не обижаться на близкого человека, и ты уже победил врага рода  человеческого; а если сорвался, разругался - значит, наоборот, он победил тебя. И праздник Крещения Господня как раз и готовит нас к духовной брани. В самом слове «Крещение» есть отзвук слова «крест», т.е. принимая Крещение, мы принимаем на себя Крест Господень, крест всей нашей жизни, а это значит: терпеть все находящие на нас скорби, терпеть с благодарением, без ропота. По словам одного из великих духовников ХХ века игумена Никона Воробьёва, сейчас мы только и призваны спасаться скорбями. По-другому сейчас никто уже не может спасаться, только безропотным несением скорбей. Нам этому нужно учиться, и благодарить Бога за то, что Он нас не оставляет и даёт нам возможность в нашей немощи хоть как-то спасаться. 
Previous post Next post
Up