Такой сенсационный вывод делает греческая газета "Неа" в статье "Греки покупают германское судоходство". "Может быть в плане государственных финансов Греция имеет сверхзадолженность и зависима от германской помощи, однако в судоходстве - картина точно наоборот, - пишет издание.
- Греческие судовладельцы истратили более 2 млрд дол. на приобретение подержанных судов в течение первых 7 месяцев 2012 года, купив на вторичном рынке 111 морских судов и установив таким образом мировой рекорд в покупках такого рода.
В то же самое время более 100 германских финансовых фондов, которые инвестируют в морское судоходство, обанкротились, а еще 800 соответствующим германским фондам грозит закрытие из-за глубокого кризиса, наиболее сильно ударившего по категории судов-контейнеровозов, по которым германские судовладельцы занимают первое место в мире, контролируя 40% рынка. Однако из-за того, что краны финансирования закрылись, немцам грозит потеря первенства, которое у них заберут греческие судовладельцы, которые не только располагают достаточной наличностью, но и прекрасной кредитоспособностью, имея возможность получать кредиты от банков на сумму до 100% стоимости судна.
Именно из-за этой кредитоспособности германские банки и судоходные фонды нуждаются в спасении того, что еще можно спасти из огромного флота контейнеровозов, которому грозит развал после сокращения европейского импорта в пределах от 9,5% до 18% в зависимости от региона.
Как объясняет директор-распорядитель компании судоходного консалтинга XRTC Йоргос Ксирадакис, бум германского торгового судоходства основывался в последние годы на капиталах инвестиционных фондов, в которых участвовали тысячи мелких вкладчиков, вкладывавших в них свои сбережения из-за раздававшихся высоких дивидендов, а также из-за вывода этих инвестиций из-под налогообложения. Однако когда, с одной стороны, с 2008 года после кризиса уменьшились или исчезли дивиденды, а, с другой стороны, обесценилась стоимость судов, вся система пришла в шаткое состояние. Кредиты, которые получили фонды от банков, больше не покрывали стоимости обесценившихся германских контейнеровозов. Таким образом, банкиры и фонды обратились к опытным и обладающим достаточной наличностью греческим судовладельцам, чтобы они купили то, что продается. На данный момент осуществлено много греко-германских сделок, и торг на предмет других приобретений продолжается.
Показателем уровня ликвидности, которой располагают греческие судовладельцы, является тот факт, что в разгар кризиса, согласно данным, собранным брокерской фирмой по приобретению судов Allied Shipbroking Inc, греки значительно опередили других судовладельцев как по суммам, которые они заплатили, так и по числу приобретенных судов. Вторыми в списке покупателей германских судов являются китайцы с 565 млн дол. инвестиций и 62 судами, за ними следуют норвежцы, а намного позади них находятся сами немцы. Отмечается, что эти данные не включают суммы, которые будут выплачены до конца 2012 года за заказы судов новой постройки, общая стоимость которых в покупках греков превышает 6 млрд дол".
Согласно данным, оглашенным в июне этого года на международной судоходной выставке "Посидония-2012" в Афинах, греческий торговый флот продолжает занимать 1-е место по грузоподъемности в мире. Согласно официальной статистике, контролируемый греками торговый флот насчитывает 3 тыс. 325 судов общим дедвейтом 227 млн т, что представляет примерно 15% грузоподъемности мировой судоходной отрасли. В 2011 году доходы от перевозок грузов греческими судами достигли примерно 13 млрд евро, что равнялось примерно 6,0% ВВП Греции. По информации греческого правительства, с 2000 по 2011 годы судоходство принесло Греции 154 млрд евро дохода от услуг в сфере перевозки грузов, что равно примерно половине всего госдолга страны. Это почти в 4 раза больше, чем все кредиты, которые Евросоюз предоставил Греции на период с 2000 по 2013 год и которые составляют 46 млрд евро. Эти впечатляющие денежные поступления обеспечили 750 греческих судоходных компаний. При этом примерно 40% из этих 154 млрд евро вновь вернулись за рубеж, потому что судоходные компании оплачивают услуги, предоставляемые другими странами. Уход денег за рубеж происходит из-за того, что пока отсутствуют необходимые законодательные рамки, которые создали бы условия для удержания в Греции большей части валюты, получаемой от судоходства.