Пишет жж-юзер
annataliya: “Пожалуй, Стокгольм - это один из немногих городов мира, где метро, подобно нашему, можно назвать не только средством передвижения, но и произведением искусства. Еще в 1950-х годах шведы решили, что, раз уж метро в их столице быть, то пусть оно будет необычным, таким, чтобы им могли любоваться и жители города, и гости. Причем, не просто любоваться, а находить для себя что-то новое в искусстве и культуре. Наше московское метро в ту пору, послужило, если и не прототипом стокгольмскому, то натолкнуло его создателей на идею о том, что оно может быть не только транспортным средством.
Правда, о нашем метро шведы отзывались не очень-то восторженно: да, мол, светло, красиво, но как-то уж слишком приторно, слишком вызывающе оформлены станции, а то искусство, которое можно видеть на них, в чем-то уже устарело, а в чем-то очень далеко от той действительности, которую на самом деле переживает страна. И шведы пошли другим путем и изобразили на своих станциях сюжеты на такие темы, которые будут актуальны всегда. Ну, или почти всегда. И в один из стокгольмских вечеров мы решили поподробнее узнать, что же такое они там придумали, и спустились под землю.”
1.
2. Всего линий в стокгольмском метрополитене три: красная, голубая и зеленая. Правда, почти они все разветвляются на концах, превращаясь тем самым еще в несколько. Одна поездка стоит минимум 30 шведских крон (примерно три евро). Билеты можно купить в автомате или в магазинчиках рядом с метро. Но так как у нас были двухдневные музейно-транспортные карты, мы обходились без билетов. Вход.
3. Попадание в метро в Стокгольме более серьезное мероприятие, чем в Хельсинки. Здесь есть турникеты, а рядом в будке сидит тетечка или дядечка и пропускает или не пропускает желающих спуститься вниз.
4. Еще, помимо тетечки, мы пару раз видели контролера, который стоял у турникетов и бдил за порядком. Станции же проложены достаточно глубоко, некоторые даже глубже наших, и на многих из них очень холодно, сыро, а иногда даже пахнет плесенью - например, на "Rinkeby". Спуститься же на них можно на эскалаторе или на лифте. Эскалаторы слева, лифт справа.
5. Но лифтами тут, похоже, пользуются нечасто. Во-первых, они грязные, а во-вторых, в них знатно воняет. В общем, прокатившись два раза, мы больше не стали. Станции большие, просторные, но в основном темные. Как и в Хельсинки, здесь есть часы и табло, на котором указывается, сколько времени осталось до прихода поезда, а также еще одного или двух, следующих сразу за ним.
6. А, вот, что касается интервалов, то они гораздо больше, чем в том же метро Хельсинки и уж, тем более, в московском. Иногда поезд нам приходилось ждать по 10-12 минут, а ночью (да-да, здешнее метро работает и по ночам) интервалы между поездами могут быть больше получаса. Впрочем, о том, когда будет ближайший поезд, можно узнать заранее: на каждой станции тут висит не только карта города с наложенной на нее схемой метрополитена, но и его подробное расписание.
7. Поезда же выглядят очень современно. Снаружи так.
8. Внутри так.
9. Что же касается нас, то мы на осмотр метро выделили себе около двух часов, а Антон перед поездкой в Стокгольм подробнейше изучил, какие станции здесь наиболее красивы и стоят нашего внимания. Таких оказалось 15. Правда, потом на пять из них нам пришлось забить, так как они находились на окраине города и были нам не по пути. А из оставшихся десяти, я думаю, теперь вполне можно составить этакий рейтинг-хит. Хотя, конечно же, он будет исключительно субъективным и отражающим только наше мнение. Итак, на заслуженном десятом месте у нас оказалась станция "Mariatorget", на которой мы жили. Ее стены, если не считать плакатов предвыборной агитации, были украшены черно-белыми фотографиями. А у эскалаторов на платформе стояла маленькая скульптура девочки с куклой. Мило и трогательно.
10.
11. На девятое место мы поставили станцию "Gardet", рядом с коей находятся терминалы паромов "Silja". Там на платформе мы осмотрели витрины с огромными насекомыми. И хотя эти насекомые были не настоящие, все-таки некоторые основы энтомологии они давали.
12. Панно с насекомыми.
13. На восьмое место у нас вышла станция "Husby". На ней преобладает морская тематика: ее стены украшают рисунки с изображением старинных стокгольмских кораблей.
14.
15. Но, кроме моря здесь присутствует и земная жизнь, и, например, в некоторых проходах тут можно полюбоваться инсталляциями роз. Сделаны они, между прочим, настолько профессионально, что кажутся почти живыми.
16. Седьмое место заняла еще одна станция морской направленности - "Fridhemsplan". Эта станция пересадочная, поэтому тут интересны и платформы, и переходы. Кстати, именно здесь мы впервые увидели, так сказать, "пещерное" метро.
17. Дело в том, что стокгольмское метро на большинстве участков прорублено в гранитных скалах. И вместо того, чтобы станции облицовывать плиткой, как это принято у нас, шведы поступили проще: кое-где они оставили скалы нетронутыми, и гуляя, по таким станциям, чувствуешь себя примерно, как в каком-то глубоком сыром ущелье (кстати, есть места, где по стенам действительно струится вода), но на большинстве станций стены покрыты распыленным бетоном, который застыл, и образовал своды с абсолютно неровной волнистой или даже натечной поверхностью. На таких станциях создается впечатление, что ты в пещере. Говорят, что в 1970-х годах, когда в Стокгольме появились первые линии с такими станциями, многие шведы боялись спускаться в метро, так как оно у них ассоциировалось с загробным миром. Возможно, что-то есть и от этого. По крайней мере, там гораздо темнее и мрачнее, чем у нас.
18. На станции "Fridhemsplan" можно увидеть летящую чайку, витрину, на которой стоит кораблик с алым парусом, корабельный якорь у стены, нарисованный компас.
19.
20.
21.
22. А еще несколько маленьких витрин, где собраны предметы, выброшенные морем. И если в одной такой витрине предметы более-менее безобидные: бутылки, ракушки и доски, то в других картина более печальная: жестянки, банки и доски покрыты толстым слоем нефтепродуктов...
23.
24. На шестом месте у нас с Антоном получилась станция "Thorildsplan". Построена она давно, но несколько лет назад пережила ремонт, а потому и оказалась оформлена весьма по-современному. Эта станция наземная, и украшены на ней только переходы. Такой вид искусства, как применен здесь, называется пиксель-арт. На стенах этой станции квадратными плиточками изображены иконки и смайлы, с коими мы ежедневно встречаемся в сети: значок почты, курсор, бомбочка, улыбающаяся рожица и многие другие.
25.
26.
27.
28. На пятом месте оказалась станция "Rinkeby". Она покрашена в веселый оранжевый цвет, а ее стены украшает золотая мозаика с изображением разных известных археологических находок и картин древних эпосов. Правда, эта станция находится на окраине, пассажиров там очень мало, и, как я уже говорила, показалась нам особенно сырой и холодной. В общем, несмотря на всю ее красоту, особого уюта мы на ней не ощутили.
29.
30.
31.
32. На четвертое место вышла станция "Kungstradgarden". Она тоже сделана с археологическим уклоном. Например, при выходе с платформы к эскалаторам тут находится композиция из античных скульптур и их обломков и руин. Что интересно, они настоящие. Это - сохранившиеся элементы дворца Делагарди "Макалес".
33. Но, кроме них, здесь хватает и всего другого, начиная с горельефов химероподобных существ, словно вылезающих из стен платформы.
34. Красной фигуры, по всей видимости, одного из языческих богов.
35. Похожих на театральные маски.
36. И заканчивая каменным водопадом опять-таки прямо из стены.
37. "Старинными" дверями в никуда, ибо за ними находится очередная стена.
38. И наистраннейшей росписью потолка холла, где среди прочего изображен человек без кожи, но с огнем в руке, пытающийся запихнуть себе этот огонь в одно место, окруженный знаками радиоактивности.
39. На достойное третье место мы единогласно выдвинули станцию "T-Centralen" голубой линии. Вообще, из названия станции видно, что она в Стокгольском метро самая главная и центральная. Здесь пересекаются все три линии, а станция имеет кучу переходов и построена аж на трех этажах. Но, повторюсь, красивая из них только та, что находится на голубой ветке, все остальные - вполне обычные. Стены станции выполненные в бело-синем цвете. Но, к сожалению, увидеть ее во всех красе мы не смогли. "T-Centralen" решили подремонтировать и завесили все стены и потолки сеткой. Так что, полюбовались мы ею только в переходе, где изображены силуэты рабочих, строивших станцию.
40. А, вот, почетное второе место у нас заняла станция "Solna centrum". Это просто умопомрачение какое-то! Главная тема в оформлении - лес и экология. На стенах тут великое множество рисунков лесной природы, водопадов, животных леса и человека, рубящего этот лес и, вообще, постоянно портящего экологию: то бульдозер подгонит, то железную дорогу проложит, то завод откроет, в котором постоянно дымят трубы, то вырубит все подчистую, то измыслит еще какую-нибудь гадость...
41.
42.
43.
44.
45. Рисунки есть разные, но особенно нам понравился тот, который изображает человека, разглядывающего что-то в бинокль на горизонте, и подкрадывающегося к нему лося с наставленными рогами. Очень доходчиво!
)
46. Кстати, на "Solna centrum" можно рассмотреть лося и в полный рост. Он тут стоит в витрине в виде макета.
47. А еще рядом есть макеты дач и коттеджей, тоже, между прочим, сделанных из дерева.
48. А тот факт, что станция оформлена в зеленом и красном цветах, только подчеркивает, что лес и природа сейчас находятся в большой опасности.
49.
50. Ну, а первое место мы единогласно присвоили станции "Rissne". Пожалуй, это самая умная и обучающая станция во всем Стокгольмском метро. Суть в том, что на ней показана вся история человечества от доисторических времен до наших дней. На стене с одной стороны платформы креативные шведы нарисовали шкалу времени, а над ней изобразили контурами государства, которые существовали и доминировали в эти годы.
51.
52.
53. На противоположной же стене над такой же шкалой написали, какие наиболее важные события происходили в политике, в культуре, в науке и в религиозной жизни. Правда, написано все по-шведски. Но все равно многое вполне понятно и читабельно.
54.
55.
56. Себя шведы, конечно, тоже не забыли, и одну из эпох посвятили своей стране.
57. Но и мы там тоже есть: и как Россия до 1917 года, и как Советский Союз - после.
58. В общем, очень оригинальная станция, на которой мы провели больше всего времени.