Вечер русского романса. Конферанс

Sep 30, 2012 17:18

Такой удивительный и приятный опыт со мной приключился вчера. Провела концерт русского романса. И ни где-нибудь, а в доме-музее Фёдора Шаляпина. И заметьте, в двух отделениях:). Так интересно наблюдать за реакцией зала: сначала они тебе не очень-то и благоволят, настроены критично, дескать "ну-ну", чем ты нас удивишь, а потом раскрываются и уже готовы внимать всему. Конечно, главная в этом заслуга вовсе не моя, а самих исполнителей. Удивительная Женя Морозова обладательница грудного меццо-сопрано. После концерта уже вечером переслушали десятки вариантов исполнения такой  казалось бы простой песенки "Я ли в поле да не травушка была..." И вот поют Казарновская, Образцова, Архипова... и всё не то. Великолепные голоса, отточенное местерство, каждый звук будто россыпь золотая... Как помните, рекламу, которая у меня вызывает ироничную усмешку, когда Хворостовский приходит за конфетками Ферейро Роше в золотой обёртке и его спрашивают: Есть ли у вас что-то столь же прекрасное? И он поёт. Не голос, а конфетка. Такой, на мой взгляд, спорный комплемент для артиста. Но возвращаясь к россыпям золотым... они есть, а души нет... плачущей души, растрепанных волос, горечи и боли, девичьих слёз - нет. А Женю слушаешь и плачешь. Потому что образ "сломленной калины", "скошенной травушки" он встает перед глазами как голограмма. Несомненно и эффект присутствия сыграл свою роль.




Я романс представляю, сажусь, слушаю и еле сдерживаюсь. Говорю про себя: нельзя, нельзя плакать... тебе же следующий выход объявлять. А слёзы предательски стоят в глазах как у самого сентиментального конферансье на свете. Как потом нам рассказала Женя у исполнителей даже есть такое понятие "белые платочки". Если зритель зашуршал салфеточками и белыми платочками, чтобы смахнуть солёную капельку с щеки - солист может собой гордиться, эмоцию передать удалось. Кстати, сама подготовка к вечеру оказалась для меня весьма познавательной. Так, к примеру, пришлось залезть в роман Гёте «Ученические годы Вильгельма Мейстера», чтобы найти там «Песнь арфиста». Её перевод Льва Мэя лёг в основу романса Чайковского "Нет, только тот, кто знал". Я узнала, о каком поэте Чайковский говорил, что он "действительно заслуживает бессмертия" - так высоко он ценил Фёдора Тютчева. Были и настоящие открытия. Например, "Песнь цыганки" на стихи Якова Полонского. Романс с мелодией Якова Пригожего стал сверхпопулярным. Большинство знает его именно в таком варианте. Но Чайковский идёт иным путём, создавая в антитезу пригожевской цыганке образ скорее гордой и сдержанной испанки. За неимением пока видео с концерта, предлагаю взглянуть на исполнение романса Элиной Гаранча.

image Click to view


Первое отделение концерта было полностью посвящено музыке Чайковского. Он так потрясающе мелодичен. Казалось бы, несколько четверостиший романса, текст, как правило, набор классических образов: "о, как томится сердце", "о, не грусти по мне", "как дышится легко" - всё переживания души. Но благодаря тончайшему чувствованию мира звуков и мыслей Петру Ильичу удается показать целый спектакль, его музыка драматургична, изысканна и легка. Взять хотя бы уже упомянутый мною "Я ли в поле да не травушка была", в кульминации третьего куплета сочетание гармоний приводит просто к взрыву сознания. Второе отделение состояло из романсов одного только Сергея Рахманинова. Разливистого, порой раскатистого. И тут не без историй. Романс "В молчанье ночи тайной" Сергей Рахманинов посвятил одной из сестер Скалон, Верочке, которую он прозвал «Психопатушка». Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Правда, судьба распорядилась: вместе им не быть. Трогательную и трагическую историю любви описал Юрий Нагибин

И всё это лишь десятая доля того, что звучало на концерте. И многотысячная от того, что ещё можно было бы рассказать. Девочка Василиса, которая ассистировала концермейстеру, переворачивала страницы партитур, сказала мне после концерта: было так интересно, обычно объявляют сухо - стихи того-то, музыка того-то, а тут - целая предыстория. По её горящим глазам я поняла, что это правда. И это было очень важно, потому что я больше всего боялась провалить концерт и не соответствовать той планке, которую Женя ставит своим вокалом.

Это уже после концерта. Оскар, за роль второго плана:)))



хорошо

Previous post Next post
Up