Особенности индийского национального лицемерия характера.
Впечатления об Индии. Наверное, это будет самый популярный вопрос. Вообще, когда нас с Алешей спрашивают о путешествии, мы начинаем на перебой рассказывать и даже спорить, что и где было, какое это было и т.п. Эмоции переполняют нас обоих. Вчера листали фото с Тая и прямо затосковали по тем местам. Как там чисто и красиво! А тут живешь с ощущением безнадеги. Почти 5 месяцев я лично живу с ощущением безнадежности. С ощущением, что красивую большую страну отдали на разграбление варварам и вандалам.
Надо уточнить, что все-таки у нас была ограниченная выборка: средний (по индийским понятиям) класс, облуживающие сферу туризма, продавцы всех мастей, жители деревень и самые что ни на есть бедняки. Нам крайне редко удавалось пообщаться с образованными индусами, и состоятельных граждан Индии мы на своем пути не встречали (не считая аэропортов). А они есть, разумеется.
Те, кого я бы причислила к "индийской интеллигенции" (адвокаты, врачи, учителя, иногда даже военные, потому что они во время службы обычно стажировались за пределами страны, очень часто в России), действительно воспитанные, открытые, вежливые, с широким кругозором и хорошим английским (и русским) люди. Так вот, к слову, последняя категория граждан считает, что первая - не Индия. "Улыбочка" (как пишет один известный блоггер). Хотя количественно и, я бы сказала, качественно именно первая и преобладает. Они-то, по-моему, и являются "лицом" нации. Это не индусов, получивших образование в Англии, ты встречаешь на улицах, не врача, который ездит в кондиционированном авто.
Про красивое.
Все, что есть красивого в Индии, создано не индусами, или не теми индусами, которые сейчас. Те же британцы и голландцы с португальцами и французами вкупе создали столько прекрасного в архитектуре и градостроительстве, что не перечесть и не пересмотреть за полгода. Но как быстро и ловко индусы все это разрушили... Индусы не создают ничего красивого сейчас, сейчас лишь бетон и пластик. Не ремонтируют и не реставрируют старое. С дизайном и аккуратностью в строительстве и отделке - полный швах. Ремонт силами таджиков представляете? А теперь представьте ремонт силами таджиков без прораба и контролирующего хозяина. Вот это и будет строительство и отделка по-индийски. Даже современные респектабельные районы, как, например, в Джайпуре, не отличаются изысканностью и красотой. Вековое - разрушено и покрыто плесенью, нового ценного - не создается. Нехорошее ощущение от этого. Если говорить в целом, то представление о красоте у индусов в корне отличается от привычного нам.
Про общение и воспитание.
Индусы похожи на маленьких детей, которые еще толком не научились ничего делать, но уже умеют хитрить и обманывать, делая это по-детски очевидным образом, что еще больше возмущает. На детей, которым досталась антикварная кукла и дореволюционная модель паровоза, и теперь у куклы оторваны руки и измазано лицо, а паровоз лишился колес, но продолжает кое-как ездить.
Индусы назойливы и неделикатны. Женщины еще легко смущаются, мало говорят (обычно не знают английского совсем) и стараются "не светиться", стесняются, если просишь о фото, остаются симпатичными и миловидными, независимо от рода деятельности. Если что-то продают, то не хитрят. Сейчас я имею в виду жительниц деревень, а не эмансипированных индусок в мегаполисах. Индусы-мужчины - полная им противоположность. Если неиндус идет по улице деревни или города, то это будет шоу. Вас облепят со всех сторон, будут на перебой выспрашивать имя и страну (только эти две фразы они обычно и знают по-английски), открывая рты с кривыми красными зубами. Каждый будет считать своим долгом пожать вам руку. И... попросить денег или предложить по "спеццене" то, что он продает. Если вы думаете, что спеццена предполагет скидку, то вы глубоко заблуждаетесь. Спеццена предполагает, что цену как минимум удвоят ("Лючщий товар па ниской цэнэ, мамой клянус, дэ!") Если вы путешествуете в поезде, или останавливаетесь на улице, чтобы извлечь из рюкзака какие-то вещи, предположим, кофту, потому что стало холодать, то это тоже будет шоу. Вокруг соберется как минимум человек 15 зевак. Они будут заглядывать вам через плечо, стараясь соединиться в замкнутое кольцо вокруг вас. То, как облепляют иностранцев рикши на вокзалах, - нашим так называемым правоохранительным органам остается только у них поучиться.
Обмани иностранца - национальный вид спорта.
Иностранец для индуса - денежный мешок, из которого нужно постраться извлечь как можно больше денег. Любым способом. Прямо здесь и сейчас, а не потом когда-нибудь. Не завтра. Хорошая репутация как понятие для индуса не существует, он не работает на репутацию, он гонится на моментальной прибылью, урвать кусок и побольше, а там - хоть потоп. Поэтому им глубоко плевать, что адрес его магазина или гестхауса будет опубликован в сети с крайне отрицательными отзывами. Ему плевать, что вы о нем думаете.
Первый способ. Попрошайничество.
Индийские дети. На вас когда-нибудь набрасывалась стая обезъян? Если нет, то вам не представить. Каждый ребенок, начиная с ходибельного возраста, протягивает в вашу сторону свою ладошку и кричит, нет, вопит: "тен рупи, тен рупи! мани-мани! гив ми мани! (10 рупий, 10 рупий! дай мне денег!). Если вы идете с маской для ныряния в руках, то непременно в звуковом сопровождении детского подвывания: "подари мне маску (ручку/велосипед/ноутбук, тут уж на сколько сообразиловки у ис чада хватит)!" Их матери, завидя иностранцев, будут пихать детей в бок, мол, иди, проси деньги. Но чаще они сами выбегают вам вслед и залазят в пакет с фруктами. И если вы думаете, что так делают от бедности, то вы ошибаетесь. Попрошайничество - это такой рефлекс. К нам множество раз подходили прилично, (подчеркиваю) прилично даже по европейским меркам одетые дети и требовали, (подчеркиваю) требовали деньги. Второе слово после "Хай" (привет) в ваш адрес будет непременно "гив ми мани" (дай денег). Без пожалуйста.
Да, есть действительно бедные индусы, их видно, и им подаешь при возможности без колебаний, но когда просит половозрелый, здоровый мужик или школьник (который, кстати сказать, ходит в платную школу и носит с собой еду), мягко говоря, сильно удивляешься наглости. И просит он не у индусов. А лично у вас, потому что вы белокожий.
Второй способ. Мошенничество и "бизнес" по-индийски.
Они будут зазывать вас в магазин, турагентство или ресторан. Иногда активно и открыто ("Looking my shop!"), иногда начиная издалека (если ты не рядом с магазином, то даже и не подумаешь, что тебя уже обрабатывают): где живешь, кем работаешь, куда ездил в Индии, нравится ли здесь, то-се, слово за слово, обычные дежурные разговоры на первый взгляд. А потом начинается: "у меня есть лодка (камни/палантины/билеты/джип/вода и т.п.) по самой лучшей цене!" Если тебе ничего не требуется, позовут пить чай или кофе, угостить местной едой, познакомить с детьми и прочая до бесконечности. Настойчивости индусов позавидовал бы любой продавец в России. Он же не отвяжется, пока что-нить не всучит вам. Костьми ляжет, преградив вам дорогу, но что-нибудь вам да продаст. Индус (особенно в туристических местах) НИКОГДА не заговорит с вами просто так. У него всегда есть умысел: продать хоть что-то! Это только в деревнях вас будут окликать - как если бы негр афроамериканец в 80-е годы прошел по российской глубинке - из любопытства.
У индуса вседа есть, что предложить. А если вы упорно отказываетесь (из принципа или просто потому что действительно ни в чем нет нужды), то обижается на полном серьезе. Как истеричный ребенок. Однажды в Варкале, штат Керала, будучи зазванными в магазин украшений из камней, мы сразу предупредили, что у нас 5 минут времени и мы не собираемся ничего покупать, а только узнать цены (чтобы сравнить, например, с Джайпурскими), нам показали весь ассортимент магазина (от ювелирки до ковров), а когда мы засобирались, не купив ничего, хозяин в сердцах закричал: "убирайтесь, не тратьте мое время!", а потом, уже зная, что мы русские: "я вообще из афганистана! мы убиваем русских!". Даже меня - неконфликтную совсем - задело так, что потрясывало до следующего дня.
Если магазин специализируется на чем-то одном, а вам нужно другое, хозяин побежит искать у друга (соседа/родственника), т.к. поимеет с этого комиссию.
Рикши (тут-туки) получают комиссионные от отеля, куда привезли туристов. Часто это выглядит совершенно абсурдно: вы уже знаете, в какой гестхаус/отель вы идете, (подчеркиваю) идете, вам не нужно ехать, вы уже знаете его адрес, но за вами следом бежит индус и открывает перед вами двери (ломится вперед вас с бешенной скоростью), вроде как это он вас сюда привел. Вы-то, конечно, не дадите ему денег, а вот хозяин отеля даст, увеличит вашу ренту, но вы об этом не будете знать.
Кстати о ренте. ВСЕГДА цена за вашу комнату/воду/тук-тук будет выше, чем если бы это было продано/сдано туристу-индусу. Индусы сами очень много путешествуют по своей стране, буквально сотнями мигрируют по выходным и бесконечным праздникам, в буквальном смысле заполняя все вертикальные поверхности (кровати, полы, лавки, обочины дороги). Очень часто отели делятся на те, которые имеют право селить иностранцев, и те, кто селит только индусов. Это связано с наличием или отсутствием специального разрешения. Но вам этого не скажут, вам скажут "мест нет", т.е. опять соврут. Казалось бы, тут-то зачем обманывать?
Никогда не спрашивайте, куда идти, у рикш. Они отправят вас самой длинной дорогой, сами будут следовать за вами и ждать, когда вы согласитесь с ними поехать. Но уже по другому тарифу, нежели предлагалось сначала. У вас же уже безвыходная ситуация.
Прежде чем согласиться на аренду джипа/тук-тука/дома и т.п., необходимо проговаривать все мелочи: что включено, что будет сверх оплаты, каков будет размер дополнительных расходов. Раз пять переспросить, а лучше записать, иначе в конце окажется, что цена была другая, или, к примеру, покупая кольцо, вы заплатите еще за чай/воду, которую вам приносили, пока вы ждали чека (без вашего согласия). Мы обычно проходили минимум 5 мест, чтобы узнать разброс цен, шли в самый дешевый и там еще торговались до последнего. Потому что то, что вам продают якобы по самой низкой цене, в итоге стоит еще меньше. Не думайте, что индус продаст вам что-то в убыток себе, этого не может быть, потому просто не может быть никогда.
Покупая фрукты/овощи, взвешивайте пакет ПОСЛЕ оплаты. Потому что упаковывая, индус оставит пару уже оплаченных вами яблок на прилавке. Как бы случайно.
Отдавая 1000 рупий, проверяйте сдачу, иначе получите ее не с 1000, а со 100. Вообще пересчитывайте деньги, "недосдача" - еще один способ лишить вас пары сотен рупий.
Проверяйте чеки в ресторанах на предмет соотвествия ценам в меню.
Третий способ. Околорелигиозная спекуляция.
Истории с храмами и святыми местами - еще одна неисчерпаемая тема.
Вокруг храмов бродят, выуживая из толпы иностранцев, брамины. Местные "священники", высшая каста. Так вот даже самая высшая каста не брезгует зарабатывать на туристах.
Если вход в храм неиндуистам запрещен (это у вас вопросов не вызывает, нет? вы видели хоть одну христианскую или католическую церковь, в которую не пускают людей другой веры?), то это легко покупается за отдельную плату лично в руки "святому человеку".
Или прямо на подходе к святому месту к вам привязывается местный бедняк/калека/ребенок, который следует за вами хвостиком и говорит: "это храм Ханумана! а это еще один храм Ханумана! а вот тут еще один храм Ханумана!", и добавляет: "мани-мани!" и смотрит на вас самыми просветленными глазами.
Или хватают вас за руку и натурально тащат внутрь храма, показывая, как надо сложить руки, что сказать, что куда положить, вы и подумать не успеете, как вас оприходуют, а руку ниточкой обвяжут, а потом потребуют, (подчеркиваю) потребуют денег. И вы даже дадите, ну вроде как делал же что-то, старался, но этого будет МАЛО.
Однажды в Калькутте, где расположен госпиталь Матери Терезы (там она трудилась и жила), мы от чистого сердца решили отдать столько, сколько было в карманах мелких денег, сидящей у ворот монашке (которая собирала пожертвования, показывая на коробку для этих целей), но увидев сумму, она отвернула нос и сказала, что ТАК МАЛО не подают! Тоже самое происходит с так называемыми нищими. Даешь денег - воротят нос. Тот, кто нуждается - берет сразу, а тот, кто этим зарабатывает и зарабатывает немало, может позволить себе подобного рода высокомерие.
Нищих в Индии подкармливают благотворительные организации, устраивая на улице бесплатную раздачу еды. Не надо говорить, кто приходит туда поесть, да? =)
________________________________________________________________________________________
Вообще-то в цивилизованном мире все вышеперечисленное называется мошенничество, хамство и расизм.
А в Индии это всего лишь индийский менталитет.
В Индии вас все равно обманут.
Просто иногда вы об этом и не догадаетесь.
Все лгут (с).