Случайно наткнулся в сети на очередную дискуссию о судьбах и текущем состоянии отечественной системы высшего образования. Почитал, что люди пишут (все - очень предсказуемо), почесал в затылке, заварил себе чаю покрепче, крякнул - да и написал в итоге начистоту все, что я сам об этом думаю. Такая вот, как говорят в русском народе, правда-матка. Местами неутешительная, но не вполне безнадежная, все-таки.
С высшим образованием в России ведь такая штука - оно здесь играет принципиально иную роль, чем на Западе.
В нормальной капиталистической экономике образование - это предельно конкретный функциональный инструмент, требующийся для предельно конкретных жизненных целей. И потому получают его там существенно меньше людей, чем у нас - собственно, только те, кому оно действительно необходимо для тех целей, которые они ставят себе в жизни. Просто так получать "вышку", чтоб была, "ради корочки" - уж больно дорогое удовольствие, и в плане денег, и в плане времени (которое тоже деньги, естественно). Есть, конечно, категория богатых бездельников, которые могут это себе позволить, но их очень, очень мало.
Нередки случаи, когда получение в/о на Западе не является непрерывным, а растягивается на долгие и долгие годы - потому что человек получает его поэтапно, по мере необходимости. Вот понадобилось ему для работы - пошел, поучился, получил бакалавра в какой-нибудь специальности. Потом лет этак 5-6 поработал, понял, что для дальнейшего карьерного роста ему нужно что-то еще - пошел снова учиться, получил магистра по той же специальности, или вообще прослушал курс в совсем другой области, если надо.
Сейчас наши ВУЗы стали усиленно переходить на "болонский процесс" и начали тоже выдавать дипломы бакалавров и магистров. Только вот иностранцы очень часто удивляются - сколько у нас магистров и какие они молодые. В той же Америке магистр в инженерной специальности, например, это, как правило, человек "сильно за тридцать", тертый калач с большим профессиональным опытом. А у нас - зеленый 24-летний мальчик, впервые приступающий к серьезной работе.
А все дело просто в том, что в квазифеодальном сословном обществе, которое у нас процветает (и которое ни разу не капиталистическое), высшее образование - это не функциональный инструмент, это в первую очередь - символ статуса. Если у тебя нет диплома - не столь важно, какого (хотя, конечно, имеется своя градация по "ценности") - ты по определению человек из низшей касты, с тобой будут разговаривать "через губу", многие двери в жизни окажутся для тебя закрыты (причем это никак не связано прямо с наличием или отсутствием каких-то профессиональных навыков), женщине трудно будет "удачно выйти замуж", мужчине - найти "теплое место". Плюс еще военная служба как фактор панического страха у значительной части молодежи мужского пола (и что не менее важно, у тех всесильных, доминирующих мам, которые их воспитывают).
К техническим специальностям это сейчас относится в несколько меньшей степени (в силу порожденного образовательным перекосом 90-х дефицита специалистов), зато к гуманитарным - почти на 100%, видимо. Отсюда и все особенности нашей современной системы высшего образования - неоправданно огромное количество ВУЗов, развитая коррупция, зачастую поверхностный характер реально получаемого образования, тотальный уклон в показуху.
Я, на самом деле, все чаще задумываюсь - а так ли уж необходимо обществу высшее образование в таких широких масштабах? Какое вообще отношение оно имеет к индивидуальному жизненному успеху и к полезности человека для нации? Очень и очень опосредованное. Послушайте, в Англии университеты существуют, если мне память не изменяет, с XIII века, всеми ценятся и уважаются, но при этом Британская империя - величайшая в мире - была на 90% построена людьми, не имевшими высшего образования. Элитная закрытая школа-интернат - и вперед, на службу, лет через 5-6, поднабравшись практического опыта, можешь уже командовать полками и управлять провинциями. И ведь, что самое интересное, империя росла, крепла и процветала, пока ей правили именно такие люди. А развалили ее люди с высшим образованием поголовно...
Posted via
LiveJournal app for iPad.