В минувшие выходные исполнилась моя давняя мечта и я наконец воочию смог увидеть полотна выдающегося русского художника, ученика Ильи Глазунова, Павла Рыженко, который, без преувеличения, стал за последние годы главным выразителем лучших традиций классической русской школы живописи. Его картины поражают даже в виде блеклых электронных репродукций. Сквозь них чувствуется голос совести, голос крови, который проникает в глубину души и пробуждает в ней самые сокровенные сильные и искренние чувства - чувство любви к Отчизне и своему народу, скорби по невинным жертвам страшной и увы неоконченной еще русской трагедии последнего века, и что, пожалуй, самое важное - веру и надежду в торжество справедливости и чести над беззаконием, как бы всесильно оно ни казалось. В полной мере оценить величие Рыженко как подлинного мастера, глубину тончайшего символизма, которым пронизаны его картины, можно только на выставке, где видны все важные и искуснейше используемые им детали.
Не могу сказать, что во всем солидарен с позицией Рыженко по историческим вопросам. Категорически не приемлю евразийские мотивы, ставшие более отчетливыми в его последних работах.
Но все это соображения второго плана, которые совершенно не умаляют величие Рыженко и значение его творчества как одного из последних чудесных родников русской духовности, пробивающихся сквозь коросту уродливой пустыни современного российского "искусства".
Большое сожаление вызывает то обстоятельство, что не все работы Рыженко представлены на экспозиции в Музее, Очень хотелось бы, если когда-нибудь появится такая возможность, увидеть эскизы к его росписи собора Якутска на тему Страшного Суда.
Выставка проходит ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10 до 17.00. в музее Советской Армии (м. Достоевская).