Оригинал взят у
lenakomarova в
Антиискусство.Теория и практика авангардистских движений.В связи с тем,что поймала себя на мысли.Точка.Все... Шучу и продолжаю, - так вот,оказалось,что я совсем и ничего не помню про т.н "современное искусство",хотя в конце восьмидесятых помню,проходили в училище,писала реферат по книге.Разбирала сейчас полку с книгами,и нашла заветную тетрадочку.А что в ней,а в ней дайджест той самой книги.Итак - Крючкова В.А.1984 г. "Антиискусство. Теория и практика авангардистских движений".Дальше,кстати,совсем не интересно,сухое перечисление тех самых фамилий,можете проходить мимо.Картинок нет)
Начала перелистывать,поняла,что мне надо освежить мозг головы и решила это все сюда перенести.Пусть будет.Тем более сейчас небольшая шумиха про т.н. современное искусство.) А потом,глядишь и созрею до отдельных постов про отдельных художников.Книгу я себе скачала,(о славные времена интернета,тогда и думать про такое не думалось) перечитала и ,боже мой,как грамотно я себе дайджест - то составила,только все по делу,фамилии,адреса,явки.А всю марксистско - ленинскую муть предисловия и заключения я пропускала мимо.Ай,я и тогда было молодца).А такая книга в то время и не могла появиться бы в свет без позиции в предисловии и заключительном слове осуждения и попытки показать нам весь упадок буржуазного искусства,в то время,как у нас...Ну и так далее.Теперь оно неспешно, преодолев время и пространство, переползло к нам...
1.КУБИЗМ. (Пикассо, Брак, Хуан Грис, Альберт Глез)
а) пикассовская группа Бато - Лавуар - к ней примыкали Аполлинар, Канвейлер, Сальман, Рейналь.
Появления коллажей.
б) "золотое сечение" в нее входили Глез, Метценже, Ж.Виллон, А.Ле Фоконье.
в) последующие школы - все человеческое знание превращалось набор условных текстов,поражденных схематикой мышления. Логический позитивизм - Рассел, Шлик, Витгенштейн, Айер Карнап.
2.ФУТУРИЗМ.
Умберто Боччони, Луиджи Руссоло, Джакома Балла, Джино Северини, Энерико Прамполини.
Неоварварство.Основы кинетического искусства, из них вышел новейший авангард,предтеча "американской" живописи,антиэстетизм,отмена худ.форм,деструкция.
Футуристы представляли себе картину чем-то вроде вихревой воронки. Они постоянно твердили о том.что хотят создавать живопись,втягивающую в себя зрителя,подчиняющую его своим гипнотическим ритмам.
Пикассо.
3. СЮРРЕАЛИСТЫ.
Арагон."То,что мыслится,существует" Случайное зарождение смысла.
Эрнст Макс - метод фротажа.(придумал в1925 году) Оскар Домингес - "декалькомания"(складывание двух листов бумаги,на один из которых наносится густое пятно краски), "литохрония" (вмятины,получаемые от завертывания в бумагу различных предметов)
Вольфганг Паален "фюмаж" (конфигурации,возникающие в результате задымления плоскости горящей свечой)
Миро - иногда отпечатки ладоней на холсте. Ганс Арп (еще в свой дадаистский период) иннициатор коллажей,фиксирующих случайное расположение брошенных клочков бумаги. Ман Рей - "рейограммы" (комбинации силуэтов реальных предметов,получаемых на веточувствительной бумаге.)
Метод фротажа (перевод рисунка рельефных фактур на бумагу натирающими движениями грифеля), гратаж (процарапывание красочного слоя гребенкой и другими предметами), коллаж из гравюрных изображений, дрипинг (раскачивание над холстом наполненной жидкой краской банки с отверстием внизу), декалькомания (нанесенная на холст жидкая краска,раздавливалась стеклом,дорабатывалась от руки)
Рене Маргит. Сальвадор Дали."Наш идеал - достичь искусства столь же отчетливого,как искусство сумасшедших,но при этом не стать ими".
"параноико - критическая живопись".
4.АБСТРАКЦИОНИЗМ.
Делоне, Кандинский, Малевич, Купка, Мондриан.
Общие черты,объединяющие художников:
А. Зачинатели абстрк. обладали идеалистическим мировоззрением,причем их идеализм приобрел огрубленную форму,чаще смыкаясь с фидеизмом и теософией.
Б. Тяготели к "объективированным" формам творчества - архитектуре,художественному конструированию,прикладному искусству.
В. Стремление к построению собственных теоретических систем.
Пауль Клее - оттиск фактурной кружевоподобной ткани,из которого потом возникал фантастические изображения.Письмо левой рукой или обеими руками сразу.
5.АВАНГАРДИЗМ 60-х начала 70-х гг.
(минимальное искусство, искусство объекта,бедное искусство,хэппенинг,перформенс, искусство земли, концептуальное искусство,и др.)
...Внутри так называемого лирического (или экспрессионистического) направления абстракционизма ориентированность на свободное самовыражение в живописном жесте привела к таким формам,как живопись действия в США и ее европейская параллель - ташизм.Беспорядочное набрасвапние мазков на холст (или просто поливание его краской из продырявленной банки) вело к заключению,что физическая активность "творящего" художника превалирует над результатами его работы.Стало быть,этот результат можно вовсе исключить как несущественный и заменить акт живописания хэппенингом.Создатели Х. указывали на его происхождение из живописи Поллока.
Геометрическая абстракция - к упрощению форм и сокращению цветовой гаммы (Эд Рейнхард,Фрэнк Стелла, Барнет Ньюмен стали предтечами минимализма.
Возникла тенденция к включению в картину предметных форм по типу дадаистского коллажа (Антонио Тапиес, основоположники поп-арта Джаспер Джонс, Роберт Раушенберг).
Фигуративные формы, "Новый реализм"
Лучио Фонтана, Альберто Бурри пришли к прямому овеществлению картины и одновременно разрушению, путем (один - прокалывание и прорезание живописной основы, другой - путем прожиганий холста или замены его рваной мешкавиной).
Дадаизм - Марсель Дюшан.
Начало поп - арта зарождается в Англии,который позднее в "американском" варианте приобретет мировую славу. Французский модернизм идет к поп - арту и вытекающем из него формам иным путем (Арман Сезар, Марсиал Рейс,Споэрри и др.) возводившие в ранг искусства демонстрацию предметных аккумуляций, разорванных афиш,спрессованого металлолома.
Ив Клейн, Пьеро Мандзони - первооткрыватели нового авангарда.
Ив Клейн - подвергал свои картины разрушению ветром и дождем,делал на полотнах отпечатки с покрытых краской тел натурщиц,выполнял серии "монохромий" (холство,ровно закрашеной одной краской),продавал несуществующие произведения.
Пьеро Мандзони - прямые линии,проведенные на полосах бумаги разной длины,отпечатки собственных пальцев,выдохнутый в стеклянный баллон воздух,знаменитое "Merda d'artista" - собственные экскрименты,законсервированные в жестяных коробочках."Все,что источает из себя художник,есть искусство" - идея модернизма 57 -60 гг - серия белых полотен.
Поп-арт - начало. Роберт Раушенберг,Джеспер Джонс.
Раушенберг - материализация живописи,путем введения реальных объектов. Джонс - овеществить изображение,тождественное изображение предмета.
Энди Уорхол, Клаэсе Олденбург,Том Вессельман, Джеймс Розенквист, Рой Лихтенстейн - отталкивались от "массовой культуры".
Уорхол - воссоздавал на холстах живописными,печатными методами популярные фотографии,товарные упаковки.
Олденбург - изображал муляжи и выложенные в магазинах товары. Лихтенстейн имитировал в живописных полотнах картинки комиксов. Розенквист - рекламные щиты. Вессельман - силуэты нагих герлз среди стандартных предметов современных квартир.
Механизация творческого процесса: оттиски изображений способом шелкографии,перевод фотографии на покрытый эмульсией холст,шаблоны,диапроектор.
Слепая сила механичности,под натиском которой отступает образ.
Сбросить искусство с его пъедестала в обыденный мир,растворить его в предметности повседневного окружения.
Новый реализм с его центром - гиперреализм.(фотореализм)
Отличия от поп-арта: А. элементарный сюжет заменен сюжетом многосоставным (вид улицы,магазинных витрин,т.д.)
Б. Было отброшено свойственное поп-арту объединение различных фрагментов на холсте или повторение одного и того же имиджа. В.Метод механического оттиска был заменен методом живописной имитации.
Чен Клоуз, Дон Эдди, Ральф Гоннгз, Ричард Эстез, Роберт Коттингем, Бен Июнцайт, Малькольм Морли копировали фотографии вручную,увеличивая их размеры до размеров большого полотна (диапозитив,масштабная сетка,аэрограф)
Мек - ар - французское направление поп-арта. Жаке (многократное увеличение растра печати) Бертини (коллажная картина переводилась фотоспособом на покрытый эмудьсиями холст) Монори, Телемак, Клазен ( в изображение вводились реальные объекты).
6. ИСКУССТВО ОБЪЕКТА И ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Реди - мейд - (термин ввел художник-дадаист Марсель Дюшон) Демонстрация на выставках различных предметов прямо взятых из окружающей жизни.Перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное.
Ассамблаж, бедное искусство,ряд проявлений инвайромента (искусство окружения),лэнд - арт (искусство земли).
Барнет Ньюмен, Эллсуорт Келли, Кеннет Ноланд - сведение формы к минимому. Повторяющиеся пространственные конфигурации (Карл Андре, Дональд Джад, Роберт Моррис,Тони Смит, Дэн Флейвин).
"Новый реализм" ( Ив Клейн) Тингели (кинетическое искусство) Сезар, Арман, Маршал Рейс, Кристо Споэрри, Ники де Сен - Фалль, Виллегле, поэт - летрист Дюфрен. "НР" по существу повторяет опыт дадаистов ("реди-мейд") и сюрреалистов ("найденные объекты").
ТОТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - искусство,вторгающееся в окружение и сливающееся с самой действительностью. Искусство равное жизни,жизнь становится искусством.
Идея ТИ заключала в себе требование ликвидации искусства "ART IS ALL OVER" - искусство повсюду,искусство кончилось совсем.
7. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ. ХЭППЕННИНГ. ПЕРФОМЕНС.
Кинетическое искусство,хэппеннинг,эвент (событие), флукус,перформенс, акция (искусство действия), искусство жеста, компортеман (поведение), саморазрушающееся искусство, боди - арт (искусство тела)
Джим Дайн,Аллен Кепроу, Вольф Фостель, Дэн Грэхем, Вито Аккончи, Нам Джун Пайк, Клаус Ринке, Джильберт и Джордж.
Другая разновидность акционизма - перфоменс (представление) - отличается от Хэп. большей организованостью действия, большей временнойи пространственной концентрированностью. Хэп. чаще всего разыгрывались на улицах,во дворах,на чердаках,в универмагах,вокзалах. Место проведения П. - выставочный зал,исполнители - сам художник,публике участвовать не предлагается.
8. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Англ. худ. Герри Энтинсон, Майкл Болдуин, Девид Бейнбридж, Гарольд Харрел,амер. Джозеф Кошут, - группа "Искусство - язык",а также Айен Берн, Мел Рэмсден, Дуглас Хьюбдер, Он Кавара,Кристин Козлов, Роберт Барри, Лоуренс Уэйкер, Лес Левин, Вито Аккончн, Сол Левит, Ян Дибетс.
Единственное,что важно для концептуального искусства - замкнутость сообщения на себе,идущее по непрерывному кольцу,самоотрицание,отсутствие всякой соотнесенности с миром,внешним или внутренним.Лучшая модел КИ - два полотна,скрепленных друг с другом лицевой частью и наглухо замазанных снаружи серым воском.(Дж.Джонс)
Новейший авангардизм привел современное искусство к нулевой точке - заключает автор.
Поток авангардизма завершается его рассасыванием в массовой культуре...
Да,вот еще,кстати...Искусство и политику необходимо подвергнуть обоюдной деструкции.Политизированное искусство должно уравняться с эстетизированной политикой.
И от себя добавлю,- я обыватель,мелкий буржуа,мещанин.Я ничего не понимаю в высоких искусствоведческих теориях,я действую по наитию,по принципу: нравится - не нравится.Ну может,благодаря художественному образованию (подчеркну,классического позднесоветского образца) художественный вкус у меня чуть более развит.И я еще собираюсь вернуться тут к некоторым фамилиям.(да,может такое быть,что некоторые имена-фамилии написаны не точно,я себя не перепроверяла,сделаю потом потихоньку,к ужасу моей мамы,услыхав такое,она бы страшно возмутилась,с точки зрения редактора недопустимой вещи,выпустить текст в свет,не перепроверив и не вычитав.У нее еще более классическое советское образование и долгий опыт работы редактором)).