Аффтар пишыт исчо.

Jan 21, 2014 02:46

Сказавши «А», я теперь просто таки обязана сказать «Б», поэтому вторая часть психоанализа Шерлока нашего Холмса неизбежна.

Откровенно говоря, я ожидала, что в третьей серии мне добавят вкусненького на эту тему, но не ожидала, что столько! И рождественский ужин, и «динамика горения» и маленький Шерлок - ух! Смущают, на самом деле два момента: упоминание о третьем брате, которого Майкрофт съел с которым что-то нехорошее случилось и сказка про восточный ветер. И будь Шерлок передо мной на кушетке или хотя бы в кресле, я бы конечно порасспросила поподробнее. Ну что поделаешь, будем работать с тем, что есть, а там поглядим… (тем более, что про третьего брата, кажется, переводческий косяк, а про восточный ветер пока хватит того, что Шерлок рассказывает в финале Джону).


Итак… столько вкусного, даже не знаю, с чего начать… Первая часть анализа закончилась гипотетическим предположением об эмоциональной неустойчивости миссис Холмс и необходимости контроля со стороны мужа. И соответственно, копировании братьями «рационального» поведения отца. Приходится признать, что гипотеза провалилась (я предупреждала - жидковата кофейная гуща:) Миссис Холмс вовсе не «истеричка», она такой же «рационализатор»: «Мы собрались, потому что Шерлока выписали из больницы и мы все очень счастливы». Мило, очень мило, а теперь напряжем нашу наблюдательность и найдем хоть одного человека в этом доме, который выглядит счастливым. А? И кто-нибудь из них любит Рождество? (Кстати, одна из причин нелюбви к календарным праздникам - это именно склонность к подавлению эмоций. Ну вот представьте, что все эмоции запихнуты в бочку, заткнуты пробкой, находятся там под давлением. Теперь из этой бочки надо нацедить пол-литра радости на Рождество. Сложновато, да)

Ну ж что ж мама. Мама между прочим, матфизик. Причем нехреновый такой физик и неслабый математик (трудности перевода). Бросивший науку ради детей. Прикинем грубо: Майкрофту лет 40, мама бросила физику в начале семидесятых, успев издать монографию. У кого нет знакомых технарей этого возраста - поверьте на слово, у кого есть - вспоминайте. В тот момент, когда мама начинала, в шестидесятые, физика во всем мире была запредельно… даже не популярна, нет, она была воплощением мечты о полной познаваемости и управляемости мира. Полеты в космос, теории, эксперименты... Понедельники тогда начинались в субботу во всем мире, не только в Союзе. А динамика горения - это в том числе про ракетное топливо в общем, мама, похоже, была на переднем краю и не последним адьютантом.

Несчастны дети, которых мамы забывают ради работы. Допоздна в садике (хорошо если в садике, а не в интернате), дома нельзя шуметь - мама работает, стук печатной машинки вместо сказки на ночь… в выходные мама на конференции. Но куда несчастнее дети, ради которых мамы бросают работу. Не просто работу, как способ добычи дензнаков, а дело, в которое они влюблены. Этот долг не вернул еще, наверное, ни один ребенок.

Не могут его вернуть и Майкрофт с Шерлоком, чего бы ни достигли, как бы не старались порадовать маму. Внутри такая мама никогда не будет довольна собой-как-мамой, а значит и детьми. Что ей останется? Обесценивать то, от чего отказалась «Не тратьте время на ерунду. Математика - это так старомодно и бесполезно». И всячески стараться играть «хорошую маму»: «Мальчики, вы курите?». (Один из критериев бытия «в роли» или «в реальности» - соответствие поведения реальности. Вопрос обращен двум взрослым мужчинам. Да. Отлично.) Ну и детишкины достижения тоже пообесценивать. Ну действительно, пораскидают тут своих ноутбуков с государственными тайнами - картошку некуда поставить!

Надо сказать, что как во всякой семье всякие дети, оба братца отлично подыгрывают таким родительским защитным нуждам. Разбрасывают ноутбуки, плохо ныкаются на покурить (за сарай не зайти что ли, два гения, блин:), плохо следят за младшими братьями, употребляют всякие ай-я-яй вещества. Короче, параллельно ведут две линии развития: «достиженческую», чтобы маме было чем гордиться и мы теперь понимаем, откуда этот культ интеллекта, и «пораженческую», чтобы маме было о чем повоспитывать. В отсутствие сыновей их с успехом заменяет папа, которому надо давать шлепков, что б он перестал мурлыкать и искать очки (кстати, заметьте, какой послушный папа: в этой серии очки висят у него на цепочке). Папа - «Единственный нормальный человек». НЕ верю. Пока бездоказательно, но твердо. Нормальный человек в этой семейке и недели не продержится… В конце концов, тема выбора комплиментарного партнера в серии раскрыта более чем.
"Шерлок пригласил нас, потому что его родители - пример идеального брака". Наверное, да. Но немного не в том смысле, к которому мы привыкли: это пример брака, в котором супруги принимают друг друга. Стараются по крайней мере. Двое ненормальных. Такие же психопаты как вы, дорогие Ватсоны. Наверное, это и есть идеальный брак не-идеальных людей. Единственно возможный в реальной жизни.

А вот еще одна вкусняшка на кофейной гуще: фандом в недоумении, а с чего это Шерлок так бодро и настойчиво мирит Ватсонов? Ну Мэри попалилась по полной программе, разведется с ней Джон, ребеночка поделят как-нибудь и будет Шерлоку прежнее счастье на Бейкер-Стрит с верным другом и безо всяких баб. Нафига ему мучаться, из последних сил в полуобморочном состоянии сбегать из стационара, что б мирить этих двоих. При том, что до его появления Ватсон ваще не в курсе. Нет, не чувство вины за Рейхенбах, не желание спасти другу семейное счастье. Это проекция. Глубокая и четкая проекция на чету Ватсонов образа собственных родителей. Которые наверняка при таких раскладах нередко ссорились, а может быть и расходились или пытались или грозились - для ребенка это почти одно и то же. Помните во второй серии этого сезона «теперь, когда у вас будет свой ребенок, я вам больше не нужен»? Мама с папой сейчас разбегутся, вставай из-под капельницы, действуй. Это твой шанс. Ты не мог ничего сделать, когда был маленьким, а они большие? Сейчас - можешь, ты - большой, сильный и умный, а они - маленькие и они в опасности. И сами по себе и - и это важнее - их отношения. Поэтому вставай и иди. Главное - чтобы хватило морфия.

Еще одна трогательная проекция: Молли в роли мамы. От кого еще взрослый мужик молча снесет три подряд затрещины за торч? Кто, если не мама, прикроет от посторонних («да, он чистый») и вдарит от души, сопровождая пощечины нотациями вперемежку со слезами? И чья еще пощечина с криком «Сосредоточься!» выведет из ступора, когда только что еще одна «мама» пустила пулю в грудь? Заметьте: "Мама-Молли" не плачет. Она призывает к логичесой оценке ситуации и поиску рационального выхода.

Ну и раз зашла речь о проекциях вот самое-самое. Чем, собственно, так страшен Магнуссен? Шерлок видел маньяков, серийных убийц, но только от Магнуссена у него «холодеет все внутри». Если «объективно»: вот Мориарти, который может обвесить взрывчаткой старушку, взломать тюрьму, банк и еще что-то, организовать бесчисленные убийства, но остаться не то что не пойманным, а совершенно не подозреваемым. Вот Магнуссен: владелец газет и телеканалов, шантажирующий публичных персон. То есть они тоже мрут от этого шантажа, но «добровольно». Уж не знаю, кому как, а по мне - сволочь, конечно, но что б «все холодело»?

И, тем не менее, если во встречах с Мориарти Шерлок даже в самых беспомощных ситуациях выглядел молодцом и держал ситуацию в своих руках, то тут… начиная со «сцены у камина» и дальше всякий раз: Шерлок вроде и пытается «быть сверху», но безнадежно проигрывает. Эмоционально проигрывает. Позволяет противнику владеть. Не только ситуацией, но и собой. Он не «над доской», он «на доске». Он не шахматист. Он - фигура. Пусть ферзь, но играет не он…

Ну да, ошибся он с очками. Но ведь и с ценностью флешки для Мориарти он также ошибся, и с секретным кодом, и с таксистом не сразу получилось, а уж с Ирен… но он не был раздавлен этими ошибками… а тут…

Чем же таким Магнуссен отличается от предыдущих противников? Возрастом? Ростом? Манерами? Эмоциональной холодностью? Да, этим всем он отличается от них и походит на… родного братца Майкрофта. А это уже дракон иной породы. Здесь интеллект сбоит, здесь нельзя держать ситуацию в руках, потому что в этой игре ты всегда в милых кудряшках и дурацкой вязаной кофточке (с дыркой на рукаве, да, от мамы влетит. Или от братца). И даже если ты уже достаточно вырос, чтобы хамить реальному брату, то с проекциями все сложнее. Кстати, замечу здесь же: во всех «регрессивных» сценах серии маленький Шерлок общается с БОЛЬШИМ Майкрофтом. Как будто Майкрофт не был никогда ребенком, а так и родился «британским правительством». А кто не верит, что они похожи - рекомендую эпизод с фан-клубом, проводящим шмон на Бэйкер-стрит: «Сейчас вам показалось, что вы услышали чье-то имя…» Ну как, холодеет? Это не акула, конечно, это… электрический скат:)

Братишки в этой серии радуют несказанно. Мелькнувшее еще в «Этюде…» «Мама будет беспокоиться» раскрывается перед нами во всей красе. (Заметим в скобках, что в аттестате Майкрофта есть пункт «приглядывает за маленьким» и появился он там явно задолго описываемых событий)

Чем усовестить умирающего ребенка? «Мама с папой недовольны, что ты такой глупый». Да, Шерлок, это - аргумент. Железный аргумент. Вечные арбитры в твоей битве с братцем - мама и папа - не просто будут плакать (об этом говорит внутренний Мориарти - без толку), а будут недовольны твоей глупостью. Это хороший стимул.

Не впасть в шок? Успокоиться? Найти в своих «дурацких чертогах»… что-то… что…

Стоп. Рэдбред. Рыжая Борода. Ирландский сеттер. Майкрофт напоминает о нем по телефону в день свадьба Ватсона и Шерлок явно пропускает этот удар, Магнуссен выбирает именно этот пункт из длинного перечня Шерлоковских «точек давления» и Холмс теряет дар речи. Это не просто «точка надавливания», на которую можно воздействовать извне. Это внутренняя очень болезненная точка, давление в которой запредельно само по себе.

Рэдбред. Любимый друг детства. На такую нежную и преданную дружбу, какая случается между ребенком и его питомцем (особенно единственным или сильно младшим ребенком) редко способен кто-либо во взрослом возрасте. И дело здесь не только в детской открытости, но и в том, что чужой и не-равный в мире взрослых, в общении с собакой ребенок находит равного. А иногда и того, о ком можно и нужно заботиться. И всегда - того, кто принимает безоговорочно. Кому можно доверить все. Рассказать родителям, как издевается брат? Рассказать брату, как мало маминого тепла? Ни в коем случае. Единственное существо, которому можно рассказать все, не боясь потока нравоучений, насмешек и отсроченных припоминаний - это собака. Существо, которое принимает таким, какой есть. Не соревнуется, а принимает. Это любовь, которая способна победить болевой шок при пулевом ранении грудной клетки.

И… Редбред был усыплен. То есть это было осознанное решение. Вероятно, родительское. Вероятно, ЛОГИЧЕСКИ обоснованное и РАЦИОНАЛЬНОЕ. Уж не знаю, что там случилось, вряд ли пес просто надоел, скорее всего, так было НАДО. Не ной, так надо. Глупо плакать, Шерлок, все правильно. Все рационально. Запомни, маленький братец, то что рационально - то не больно. Чувства - это боль, сантименты - это слезы. Только чистый разум защищен от всего этого.

Однако, из клинической смерти выдергивает не разум и даже не долг. Вставать, открывать мягкую дверь и подниматься по этой адовой лесенке он будет не к маме-папе-женщине… а к своему нынешнему Рэдбреду - верному и преданному другу Джону Ватсону.

Другу, который принимает таким какой ты есть, со всеми этими закидонами (иногда прям специально для Ватсона подстроенными, кажется, в начале знакомства), другу, который недрогнувшей рукой стреляет именно в нужный момент через два оконных стекла, другу, который так трогательно плетет про программу защиты свидетелей (понимая, что ты втюхался в эту сучку, но не пристающему с душеспасительными беседами, потому что уважает твое право на молчание), другу, который два года горевал о потере (так было надо, Джон, не реви). Другу, о котором ты можешь заботиться. НЕ должен, нет - долги уже отданы - на мониторе непрерывная линия, МОЖЕШЬ. Пока жив, ты можешь ему помочь. Поэтому, давай, заводи мотор!

Но помочь другу, включив свой гениальный ум на это раз недостаточно. Ум наводнен эмоциями, поэтому на вопрос «Шерлок, у нас есть план?» можно только промолчать. Ни одной гениальной мысли. Хуже того - вообще ни одной мысли. Потому что вот он, твой кошмар: друг в опасности, а ты ни-че-го не можешь с этим сделать. Над ним издеваются - ты нем как рыба. До момента… нет, не появления друга-волшебника в голубом вертолете, а момента упоминания о Джанин. Странно? Ничего странного. Это- разрыв проекции. Все так, да что-то не так. В этот момент можно развернуть поезд на другие рельсы. Переиграть сценарий. Достать револьвер и пристрелить наконец гада. Защитить друга. И принять неизбежную ответственность.

Выстрел как метод борьбы со злом взбудоражил общественность. Как, великий интеллектуал ничего хитроумного не придумал и тупо пальнул исподтишка! А я прям вот параллельной картинкой вижу мультик про Малыша и Карлсона: «Малыш-Малыш, любой спор можно решить словами, без драк». Не любой. К сожалению, не любой. Особенно тогда, когда проверенное оружие дает осечку за осечкой, и все потому, что в Чертогах Разума хаос эмоций. Потому что слишком близок стал случайный сосед по квартире. Это - цена привязанности. Но это и возможность вырасти на новый уровень. Не быть героем - быть «высокофунциональным социопатом». Поправьте меня, если я ошибаюсь, но в английском ведь тоже «функция» значит не только «действие», но и «зависимость, взаимосвязь». (Здесь можно бы еще пожалеть Шерлока, который, на секундочку, всю серю под дозой: только от героина очухался - морфий капельно, только с морфия попустило - еще одна зависимость накрыла. Эмоциональная. Тут уж никакие программы реабилитации не помоут).

И последний флеш-бэк маленького Шерлока… но Шерлок ли видит себя маленьким? Скорее, Майкрофт. Может быть, Ватсон… со спины… но кажется, не он сам. Впрочем, здесь я могу ошибаться…

Но вот в сцене прощания мы уже видим повзрослевшего Шерлока. Сильно повзрослевшего. Никаких подколок к брату (тот, кажется, удивлен сугубо светским стилем общения), внезапно - полное имя (в шутку, и тем не менее), удивительно тонкий баланс шутки и серьезности - изумительное исправление ошибок «Пустого саркофага». Трогательная защита от страшной правды «Что потом?» - «Кто знает?» Он-то знает, но «Рейхенбах» тоже удалось подправить.

На этом месте можно, казалось бы возрадоваться: Шерлок исцелен! Он проработал глубинный внутренний конфликт! Пережил глубочайший катарсис! Это уже заметно в его поведении!

Дальше, будучи не только специалистом, но и зрителем, надо бы начать расстраиваться: девять дивных фильмов, один другого лучше про очаровательного психопата. Психопат вылечился, а фильмы дальше будут сниматься… о чем? О ком? Кому, нафиг, нужен здоровый Шерлок Холмс?

Позволю себе рискнуть и… попредполагать на той же кофейной гуще (эта уже ничего такая, подходящая).

Унесенный восточным ветром - кошмаром своего детства, он возвращается, СТАВ этим ветром. В психоанализе это принято называть «идентификацией с агрессором» - и это один из очень неоднозначных защитных механизмов. Вроде, получше, чем вытеснение, подавление и расщепление, результаты которых, по сути, мы видели и анализировали в меру сил, но… имеющим свои подводные камни.

Так что продолжение следует…

Previous post Next post
Up