Мне всегда был странен подход к здоровью как к цели. Все эти книжечки «век живи- век лечись», возгласы «подумай о здоровье, оно одно!». Несомненно, здоровье - штука полезная, но для меня оно - такое же средство, как например, деньги.
И мне кажутся нелепыми попытки вмешательства в то, на что и как я трачу свои средства, транжирю ли я деньги, или не зарабатываю их все больше и больше, убиваю ли я собственное здоровье, поедая мороженое на холоде, ночуя в сентябре на скале в палатке или выкуривая очередную сигарету.
Начнем с того, что ценность конкретно моей жизни для меня не априорна. Есть - спасибо. Нет - тоже спасибо. Но я включена в определенную структуру личностных и социальных связей и несу определенную ответственность за жизнь людей, которым я по той или иной причине дорога и которые дороги мне.
Вот сейчас, например, у меня омерзительный ларингит. Температура, боль в горле и прочие прелести. Тем не менее, когда на работе замены не было - я работала, дома, к счастью, могу себе позволить перекинуть заботы на бабушку и спокойно отлеживаться с книжкой. Не было бы такой возможности - на сварить пельмешек меня бы хватило.
И заметьте, когда у меня очередное что-нибудь простудное, я в глазах широкой общественности у-тю-тю бедненькая- несчастненькая, хотя на самом деле - сама себе злобный буратино. Потому что если бы я, учитывая свои лор- хрони и тяжелое детство в городе на Неве, закалялась, жрала иммуностимуляторы и вообще «берегла себя» - все было бы хорошо. Но я этого не делаю, потому как см. пункт первый, а весь этот комплекс мероприятий потребовал бы от меня перестройки стиля жизни и сознания именно в плане здоровья как цели.
То же самое с больными зубами, снижающимся зрением и прочими пока проблемками со здоровьем, которых вполне можно было бы избежать, следуя рекомендациям ВОЗ.
Но как только речь заходит о курении… Ой, что тут начинается….
Я, конечно, понимаю, что не курящим, или курящим, но не-зависимым (курящим по настроению) может быть не очень понятно, что это такое, когда родной обмен веществ завязан на приток специфических веществ извне.
Я попробую объяснить. Моя стандартная норма - сигарета в час. Два часа я могу перетерпеть, если точно знаю, что сразу после спокойно закурю. Или если занята каким-нибудь действительно захватывающим делом (впрочем, в такие моменты все мы забываем о физиологических потребностях в еде, сне и т.п.)
После двух часов абстиненции я становлюсь несколько раздражительна, затем начинаю хотеть убивать. Поскольку раздражительность моя мне не нравится, я ее подавляю и скатываюсь в эмоциональную тупость. К концу третьего часа я частично перестаю реагировать на входящие стимулы, или реагирую на них неадекватно. Классический синдром раздраженной слабости, неоднократно описанный в литературе.
Собственно, попытка бросить курить во время беременности провалилась именно на том, что я не очень среагировала на дорожную обстановку и чуть не попала под машину.
Это я не к тому рассказываю, что б некурящие начали меня жалеть (от них, пожалуй, дождешься), а хотя бы немножко поняли, что это - не каприз и не стремление испортить им жизнь своей «плохой привычкой».
О том, что формирования зависимости на пустом месте не происходит, и она имеет свои глубинные причины, я сейчас распространяться не буду, просто поверьте на слово.
Я ничего не имею против пропаганды здорового образа жизни формата «не начинайте курить». Действительно, не начинайте. Я прекрасно понимаю некурящих, которых раздражают прокуренные лифты и никотиновые облака на улицах. Но принятый давеча закон меня морально угнетает. Причем именно морально, потому как я прекрасно понимаю, что строгость законов в этой стране компенсируется необязательностью их исполнения.
Если рассматривать табакокурение как болезнь, то я не очень понимаю, почему для инвалидов-колясочников строятся пандусы и широкие туалеты, что б они, значит, могли куда хотят перемещаться, а курильщикам из дома выйти теперь будет проблематично. Если говорить с позиций, что курильщик сам начал, и сам виноват, то среди колясочников есть немало народу после аварий и всяких горнолыжных и прочих экстремальных приключений, в которые их тоже никто за уши не тянул, я уже молчу за неудачные суициды с высоты. А если учитывать, что далеко не все, пробовавшие курить или курящие время от времени, становятся действительно зависимыми и им действительно херово без очередной дозы никотина, то разницы я не вижу.
Тему пластырей, электронных сигарет и прочей ереси мы замнем, как явную экономическую стратегию нажиться на чужом горе (кстати, есть версия, что эти суки и пролоббировали закончик).
Лично я вижу одно совершенно логичное и здравое решение проблемы: создание необходимого количества курящих зон, изолированных от некурящего мира, с нормальной вентиляцией. Волки целы, овцы сыты. То есть наоборот, но смысл в том, что все счастливы. Но это, боюсь, будет как с собачьими площадками, которые хотя бы прописаны в законе, а тут же нашего брата-курильщика просто запрещают как факт.
Кстати, размышляя на досуге, а с чего бы это вдруг они там так озаботились здоровьем нации, пришла к выводу (наверняка не новому), что Вавилону нужны здоровые рабы. А то мы со своими перекурами ни пирамид, ни каналов толком построить не сможем….
А еще я когда-то по приколу сказала, что заведу специальный календарик, в котором буду отмечать всякий раз, когда мне кто-нибудь будет говорить, что мне надо бросать курить. И вот когда там появится «чистый» месяц, я таки брошу курить:)