Новая картина Дэмьена Шазелл без преувеличений самый обсуждаемый фильм сегодня. Выиграл в семи номинациях Золотого глобуса, получил похвальные отзывы критиков и зрителей, а так же номинирован на 14 Оскаров. Фильму пророчат победу в главной номинации и множество побед в других. Учитывая, что Киноакадемия в последние годы очень часто голосует за фильмы, снятые про неё ("Бёрдмен", "Артист"), то первое случится почти точно. За вторым дело, скорее всего тоже не станет. Давайте разбираться почему.
Фильм сделан на очень высоком уровне. Костюмы, постановка, музыка, актёрские работы, даже проработка диалогов не раздражает (что странно для данного жанра). Операторская работа, которая вторит темпу фильма и музыкальных номеров, заслуживает отдельного внимания и похвалы. С технической точки зрения в фильм вложили очень много сил и души (думаю, это можно отнести ко всей съёмочной бригаде).
Дубляж в нашем прокате, как ни странно, тоже не подкачал. Перед просмотром было ощущение, что с учётом того, что песни (в отличие от диалогов) переводятся субтитрами, будет возникать диссонанс между голосами актёров, играющих в фильме, и актёров дубляжа, но по факту переходы почти незаметны. Всё подобрано, как нужно.
Фильм яркий и озорной, как будто до блеска натёртый ботинок, отбивающий каблучком прилипчивый ритм. Голливуд, мечты о кино, широкие улыбки, громкие переливы звуков - всё радует глаза и слух. Я не люблю мюзиклы, но после таких фильмов самому всерьёз хочется научиться петь, танцевать и играть на пианино.
При просмотре чувствуешь ровно один серьёзный недостаток. Так ярко и вкусно, что глаза и рот начинают слипаться от сладкого. Любовь, мечты, проблемы героев, быстро находящие решения без особых усилий, души, взлетающие из грязи повседневности, судьба, подсовывающее счастье, даже если люди на экране активно сопротивляются, ворох чудесных случайностей - всё это немного приторно.
Нет, это не скучно, потому что на каждую банальность, есть любопытные размышления о мнении толпы и своём собственном, о противостоянии мейнстриму, но как-то слишком сладко.
Фильм будто балансирует на грани между самобытным и модным. Здесь даже вполне банальная идея про упорное следование за мечтой сделана вполне изящно и отдаёт новизной. Борьба за право быть самим собой нарисована здесь с применением новых красок.
Но, в целом, сидя в зале в ожидании слащавого голливудского хэппи-энда, выполненного по стандартной форме четырёх "с" (слёзы, смех, сопли, сахар), не очень понимаешь, в чём мораль помимо перебора вполне стандартных для такого рода фильмов штампов. Мысли, конечно, мудрые, но проговорены уже миллионы раз.
(внимание, дальше возможны спойлеры)
Аккурат в эту минуту, когда зрители в зале уже допивают колу и доедают попкорн, блестящий, громкий, шикарный поезд фильма на полном ходу врезается в финал. Не скажу, что нам в красивой упаковке преподносят продуманную до мелочей "неожиданную концовку", но авторы фильма действительно пытаются перевести размышление на некий новый уровень.
Концовка выходит скомканная, но мысль становится глубже и интереснее. Пока зритель настроен на финальную точку в разговоре о большой любви, фокусники на сцене вытаскивают кролика из шляпы и начинают говорить про расстановку приоритетов. Исполненные большие Мечты главных героев не совмещаются со счастливой любовью, а противопоставляются ей.
Фильм, сняв сахарный блеск, говорит прямо и без обиняков, что нельзя выбрать всё и сразу. Жизнь - не кино (а мы ведь, смотря на песенные пляски героев, снятые на высочайшем уровне, в это успели так сильно поверить). Там, чаще всего, либо мечта о карьере, либо мечта о любви (это если повезёт). По одной исполненной мечте в одни руки (и то не в каждые).
Герои свой выбор делают уверенно и мы вдруг понимаем, что фильм не о любви. Поскольку зритель к этому не очень готов, концовка выглядит скомканной и для многих непонятной. Зритель видит героиню, достигшую успеха в карьере, но потерявшую любовь, и воспринимает ситуацию, как трагедию. Для пущей понятливости нам даже демонстрирует альтернативную реальность, в которой любовь победила всё.
Но здесь в попытке перевести обсуждение темы в новую плоскость вместо приторного хэппи-энда выходит жизненная концовка. Про ответственный выбор и необходимость чем-то жертвовать, невозможности сидеть на двух стульях. Тема стара, как мир, но тут жертвуют любовью (мы привыкли, что в художественных произведениях, напротив, всем жертвуют ради любви). От этого получается необычно и в то же самое время странно.
Мне довелось попасть на фильм 14ого февраля, поэтому я с большим интересом наблюдал за недоумёнными лицами влюблённых парочек, ведь на определённом этапе фильм казался идеальным для этого праздника.
Радость от того, что у обоих героев исполнилась мечта всей жизни, выходит смазанной, поскольку путь этих мечтаний не предположил, что их дороги пойдут рядом. Казалось бы, в этой мечте никогда и не было большой любви, семьи и детей (нельзя успеть всё и сразу), но поскольку череда случайность активно это подсовывала, мы успели поверить, что и здесь сложиться. Интересно, как был бы принят фильм, если бы герои выбрали любовь и их главные мечты так и не были бы исполнены. Ведь такого в реальной жизни тоже хватает сплошь и рядом (миллионы женщин жертвую карьерой ради семьи и детей).
Вот так вместо фильма о любви и счастье получился фильм о выборе и необходимости смотреть правде в глаза и чем-то жертвовать. О способности принимать ответственное решение и брать за него ответственность на себя. Картина, вопреки первоначальным ожиданиям, не создаёт иллюзий, что можно сидеть на двух стульях или успешно гнаться за двумя зайцами.
Стоит ли эта идея главного Оскара? Честно говоря, не знаю. Для голливудского кино мысли и ходы интересные, но всё-таки авторы не открыли чего-то сверхнового и не копнули достаточно глубоко. Других номинантов на главную награду я не видел, поэтому судить об этом всерьёз рановато. Некоторых "технических" Оскаров фильм заслуживает точно. Как сложиться в реальности, узнаем 26 февраля.
Пока же скажу ровно одно. Внимания и просмотра фильм заслуживает точно. Если ещё есть возможность сходить на него в кинотеатр, сходите - не пожалеете.