Про очередное падение Протона.

Jun 04, 2015 14:43

Ракета Протон с мексиканским спутником упала 16 мая во время старта. Общие разговоры в Интернете о том, кто виноват и что делать, вроде уже даже поутихли, но некоторые продолжают спрашивать, что происходит с космической сферой и что будет дальше. Отвечаю обычно одинаково.

У нас как-то очень принято искать конкретных виноватых. Оппозиционеры ищут чиновников, чиновники ищут исполнителей. Простые люди, в зависимости от убеждений, с радостью срывают гнев на тех, кого им предлагают (от Путина до обычного никому неизвестного инженера). Проблема же комплексная и лежит не совсем в области конкретных людей. 20 лет космическая отрасль гнила, разбазаривая богатое советское наследство, настолько мощное, что, отставая от США почти по всем фронтам, в космосе мы до сих пор, несмотря на длительный период гниения, держим первое место.

С падением СССР внезапно выяснилось, что космос, как и многое другое (например, медицина и образование), не вписывается в рынок и туда нам не надо (привет ельциным, чубайсам, немцовым, гайдарам и прочим реформаторам того времени). Сорта колбасы на длительный период оказались важнее. Ещё важнее оказались деньги. При чём не богатство народа, как таковое, а обогащение конкретных реформаторов, которые неплохо поднялись на распиле советского наследства. Навальные тогда были не в чести (тех, кто придумывает подобные механизмы, тогда наше правительство устраивало), поэтому байки про "руки рынка, которые работают сами" и "нам это не надо, нам надо только вкусно кушать" легко впаривались наивным и воспитанным в другую эпоху советским гражданам, которые привыкли доверять руководству.

Как результат, по всем фронтам приехали к катастрофе, потому что заложенные фонды (даже если закладываются они так основательно, как было принято в СССР) имеют свойство изнашиваться, а когда их целенаправленно разрезают на куски и распродают, происходит это гораздо быстрее, чем запланировано. В случае с Космосом это вылилось в то, что за 25 лет не построили ни одного большого космодрома, способного заменить Байконур, который после распада Советского Союза остался в Казахстане. Повезло, что в данном случае разрушение связей (а таковое является самой большой трагедией постсоветского пространства, которое во времена СССР работало очень эффективно, потому что было задумано и реализовано, как единый организм) сыграло не так сильно. У руля отколовшегося Казахстана встал Нурсултан Назарбаев, который, в отличие от многих других, оказался и адекватен, и мудр. Если бы сложилось иначе, то ситуация с космосом была бы у нас в разы хуже.

С некоторых пор в космической отрасли активно пытаются всё восстановить. Восстанавливать надо быстро. Отсюда огромная спешка, во время которой неизбежны ошибки. Космос такая штука, которая не делается за год-два или пять лет, поэтому надо запастись терпением. Сегодня наиболее важно, чтобы работали не только экономический и технологические аспекты (в этом плане как раз у нынешнего руководства страны нет никаких проблем), но и идеологические (вот здесь, находясь в заложниках у модных нынче капиталистических и либеральных ценностей, имеем проблем). Ведь покорение космоса - это великая цель, подвластная народам, заряженным большой Мечтой, а не цифры ежеминутной выгоды, которой руководствуются современные страны, ориентированные на шквальное потребление. Покуда живём по принципу "после нас хоть потом", а не жаждем строительства мира, который можно с гордостью передать потомкам, никаких успехов в Космосе не будет.

Впрочем, об этом я уже писал два года назад для Однако, когда вся страна шумела по поводу другого падения Протона-М: http://www.odnako.org/blogs/cherez-ternii-k-zvyozdam/

постсоветское пространство, история и политика

Previous post Next post
Up