В душном и тесном автобусе мысли путаются в музыкальных звуках и голосах близких людей. В голове какое-то сонное, тягучее состояние, не дающее возможность на чем-то сосредоточиться. В этой тягучести внутреннего ощущения, как вспышки, возникают образы ушедшей поездки в Великий Новгород. За окном пролетают маленькие новгородские села из старых, деревянных домиков, ветхих, но очаровательных, как тот город, из которого мы уезжаем.
Я думаю о том, сколько людей разбросано по дорогам нашей необъятной Родины? Они несутся в автобусах, свернувшись калачиком на маленьких креслах, за большим рулем фуры, в маленьких машинках ночью и днем, сквозь мелькания крохотных провинциальных городов, каких очень много в России. Целой жизни не хватит, чтобы объехать их все, посмотреть на домики в три этажа, на узкие улицы, на полуразрушенные заводы и ветхие деревянные домишки, хранящие память о прошлом.
Новгород, от которого мы удалились уже километров на триста, хотя до сих пор не можем выпутаться из его тонких сетей, в череде этих городов выделяется. Вне своего центра он совсем неприметный, серый, не лишенный привычного для подобных мест обаяния, но неисправимо скучный, а сам центр производит очень странное впечатление. В нём чувствуется какая-то древняя сила, не вяжущееся с сегодняшними пейзажами величие, которое давно вытерто с местных улиц бедностью и ветхостью, ушедшими в Питер и Москву богатствами, стёртая временем исключительность. Но обычной провинцией Новгород не назовёшь, его улицы хранят огромную историю, которая постоянно давит на голову, не смотря на простор этого города.
Просторы лучше всего чувствуются за городом. В район Перынского скита, где Волхв впадает в озеро Ильмен чувствуешь, что все представления о Древней Руси сливаются в одну точку. Не хватает только характерных парней в ярких рубахах и девушек с коромыслами. Даже выцветшая, поздне-осенняя русская природа смотрится здесь приятно и создаёт какую-то особенную атмосферу, погружаясь в которую обязательно испытываешь сильное чувство, что именно отсюда пошла земля русская. Я не помню близкого к этому ощущения в других российских городах, но здесь от него невозможно отделаться. Так велика сила русских озер, рощ, широких полей и низкорослых холмов.
Недалеко от скита - Юрьев монастырь с большой территорией и размашистыми (по новгородским меркам, где все очень маленькое и приземистое) постройками и интересными куполами. Здесь, как и во всём Новгороде, стены ветхие и давно нуждаются в реставрации. Хотя есть в этой обветшалости какое-то особое завораживающее обаяние, подчеркивающее древность построек и работающее на ту же самую атмосферу старины.
Здесь же, рядом, музей деревянного зодчества Витославицы, где приятно прогуляться по единственной улице с избами, выпить хмельной медовухи, погрузиться в прошлое, прикоснуться к его странной атмосфере. Люди здесь как будто вымерли или замерли внутри изб, хотя фантазия легко наполняет улицу жителями и звуками их голосов, поэтому гулять здесь интересно. Правда, внутри изб все какое-то декоративное, игрушечное, ненастоящее. Но всё это с лихвой компенсируют истории экскурсоводов про древнерусский быт, о котором, как оказалось, мне мало что известно.
Примерно те же пригородные ощущения испытываешь у Валдайского озера, которое выделяет маленький, типичный, деревенский Валдай (если не считать музей колоколов - круглое здание с колонами, внутри которого застарелый, сырой запах и звонкоголосые колокольчики) на фоне других таких же городов. Огромное, спокойное, с ровной гладью озеро усыпано большими островами, на одном из которых в еловом лесу затерялся Иверский монастырь. Аккуратный, златоглавый, окруженный стенами с красивыми, остроконечными башнями. Здесь не чувствуется нарочитой ветхости, будто монастырь совсем недавно отреставрировали.
Россыпь монастырей на улицах самого города смотрится не так пышно и блестяще. Все они приземистые, крохотные, не яркие, бедноваты, без лишнего изящества и благодаря этому кажутся настоящими, аккурат такими, какими они и должны были быть 8-10 веков назад.
Новгород в миниатюре можно увидеть на Ярославовом дворище. Плотность малюсеньких церквушек и монастырей зашкаливает. Здесь же много зелени и простоватой древнерусской архитектуры. Если взять Великий Новгород и сжать его в одну небольшую точку, то, вероятно, получится как раз такое место, по которому приятно прогуляться, никуда не спеша.
Дальше горбатый пешеходный мост, обдуваемый всеми ветрами, и открывающий великолепную смесь природных и архитектурных видов. С него вечером видно великолепный закат, спрятанный в осенних облаках. Чайки неспокойны и крикливы, стена местного Кремля с башнями утоплены в бледно-розовом, как будто изображены на цветной фотографии из прошлого.
За низкорослой (как и все в Великом Новгороде) стеной Кремля - редкая застройка и много деревьев и травы. В центре - памятник Тысячелетия России, где история первой тысячи лет нашей страны представлена в миниатюре. Издалека памятник выглядит как-то несуразно и малоинтересно, но если всмотреться в детали, узнать имена и сцены с символами, то памятник превращается в подробную книгу по истории, исполненную с удивительным изяществом.
Здесь же Софийский собор, первый каменный храм Руси. Снаружи довольно скромный (наверное, собор, символизирующий Великий Новгород, и не мог быть другим), а внутри - арочный, с огромными, очень интересными люстрами. Здесь людно и шумно от экскурсий, а потому нет ощущения духовной атмосферы.
Внутри Кремля много приятных, тихих уголков, где можно посидеть на траве или шуршать осенней листвой. В Великом Новгороде вообще очень много любопытных секретов, которые интересно находить и разглядывать. Чего стоят одни только необычные, современные памятники. Деревянный зоопарк у стен Кремля, в котором вырезанные из пней фигурки черепашки с маленьким детёнышем на панцире, убегают от такой же деревянной улитки; Девушка-туристка, которая сбросила туфельки и удобно устроилась у горбатого моста; Мальчик с рюкзаком на набережной рисующий кремль; Монтажник, который лезет к проводам; стальные и грозные драконы и орлы, охраняющие банк; Кошки на карнизе обычного дома, которые охотятся за голубями; Железные кочаны капусты на клумбе - всё это придаёт древнерусскому Новгороду какую-то современную свежесть и весёлость, греющую душу даже в пасмурные и холодные дни.
История Новгорода из всех древнерусских городов уникальна. Непокорный, самостоятельный, не желающий объединения с другими русскими землями, всегда чувствовавший свою исключительность, стратегическую, политическую, историческую и экономическую. Из-за этого история города очень кровава и интересна, до сих пор историки спорят на её счёт, а люди не могут решить, что было в ней оправдано, а что нет, что неизбежно, а что навязано.
Эта противоречивая история, кровавость и уникальность, отражены во всех символах и историях города. Несмотря на потерю всей своей значимости, на карте России этот город до сих пор уникален, а потому его стоит увидеть и услышать, ведь история его удивительна, как и смесь, расположенных здесь памятников архитектуры, русской природы и особенной атмосферы, которую вы не сможете ощутить ни в каком другом городе мира.