В Казань мы ездили в рамках выезда студентов Московского Авиационного Института. Конечно, в любом студенческом выезде, помимо самого города и его достопримечательностей есть ночи, застрявшие где-то между спокойными прогулочными вечерами и днями, полными новых впечатлений, но не похожие ни на первое, ни на второе. Ночи максимально плотные, скорые, составленные из миграций по гостиничным номерам и разнообразия эмоций собранных в них. От спокойных посиделок с шампанским и камерных разговоров до громких криков и танцев в сильно прокуренной комнате, от громогласных и мелодичных песен под гитару до игр в духе пантомимы, от неистового и сумасшедшего до очень спокойного и близкого, от расплескивания эмоций через край до спокойно озерной глади в душе. Вместе со смесью настроений мешаются алкогольные напитки всех сортов. Безумная водка, крепкий виски, тягучее вино, искрящееся шампанское, сладкие коктейли… Но я в рамках своих записей так много писал об этом, что после выезда в Казань мне захотелось рассказать совсем о другом…
Для того чтобы исследовать все уголки бескрайней нашей Родины не хватит и целой жизни. Десятки тысяч километров железнодорожных путей и поездов, стучащих по ним своими колесами, бессчетное число больших железнодорожных вокзалов, сёл, деревень, крохотных станций, полей, лесов, озер и рек, великое множество жемчужин красивейших городов.
Когда едешь на поезде по России, за толстым стеклом можно увидеть то, что никогда не увидишь из европейской электрички. Стройные ряды белых берез и русская природа в самом расцвете весны. Ни один час в детстве я провёл наблюдая вид из окна, в котором леса, поля и крыши домов вдалеке сменяются станциями и полустаночками. Правда, на сей раз, на пути в сторону Казани я запомнил глубокой ночью за окном только сонный Муром.
В начале пути зелёной листвы за окном поезда было много, но ближе к Казани весны значительно меньше. Трава не так зелена, а деревья и вовсе стоят голые. Все это дополняется какой-то странной послезимней серостью, будто этот уголок только выпрыгнул из холодов и сейчас старательно адаптируется. Кое-где в оврагах еще лежит снег, рисуя белоснежные прожилки в зеленой траве на холмистой местности.
В маленьких деревушках нет той плотности в домах, к которой мы привыкли в Подмосковье. Домишки стоят на большом расстоянии друг от друга, от этого на местности ощущается большой простор.
Когда мы прибывали в Казань, небо имело насыщенно-голубой цвет, но было усеяно пушистыми облаками. Я сразу заметил, что в Казани чрезвычайно яркое солнце. Не такое теплое, как в летней Европе, но очень яркое, заставляющее постоянно сильно щуриться.
Казань расположилась на границе востока и запада и факт этот очень сильно отражён в громадной и чрезвычайно интересной истории города, в которой можно увидеть взаимодействие между русскими и татарами всех мастей от кровопролитных войн до мирного сосуществования, и его сегодняшней архитектуре.
В Казани надёжно смешались две принципиально разные культуры. Это, безусловно, лучший пример того, как в России бок о бок существует несовместимое. Мусульманство и христианство. Наряду с храмами и мечетями тут можно увидеть ещё и очень много советского. Речь не только о памятниках и символах, но и о местах вроде дома офицеров, который здесь представляет собой типичное советское здание с колонами и красными флажками у входа.
Здесь же образовалось и удивительное смешение языков и выражено оно не только в надписях, сделанных на двух языках. На улицах почти повсеместно можно услышать разговоры местных жителей, которые иногда и непроизвольно начинают фразы на татарском, а заканчивают на русском. Всему этому лаконичному сосуществованию у города может поучиться весь мир, в котором представители разных культур никак не могут притереться друг к другу.
Наряду со смесью культуры и архитектуры в городе перемешалось и время. Здесь наряду с памятниками архитектуры можно увидеть ветхие, полуразрушенные здания, повествующие о старости города, и суперсовременные высотки бизнес-центров, напоминающие о его активном движении вперёд.
Всё это невероятное смешение хорошо видно в центре города. Если пройтись по улице Кремлёвская можно увидеть целую череду достопримечательностей. От зданий Казанского Университета до национального музея и библиотеки. Здесь же рядом бедноватые после зимы парки Казани, которые в силу времени года не произвели на меня никакого впечатления.
По соседству с Кремлёвской проходит улица Баумана, которая действительно похожа на наш Старый Арбат. Так же в обе стороны текут толпы людей мимо низкорослых зданий схожей архитектуры. По улице приятно прогуливаться вечером, когда солнце уже село, но фонари еще не зажгли. В конце улицы виднеются стены Кремля, над которыми небо имеет ярко розовый цвет.
Красивые, аккуратные здания центра (вроде Театра оперы и балета или Ратушы) лаконично вплетаются в низкорослую архитектуру центра города. Но вычурно и некрасиво смотрятся заброшенные здания с побитыми стеклами, которые легко можно встретить в любой точке города, в том числе и на местном Арбате, улице Баумана.
И с Кремлёвской и с Баумана хорошо видно Церковь Петра и Павла, которая издалека выглядит какой-то игрушечной, как будто она аккуратно собрана из толстого картона и искусно окрашена. Вблизи она так же производит странное впечатление. Она красивая, но очень игрушечная, не похожая на привычные глазу церкви и соборы. От центрального входа в церковь открывается хороший вид на старенькие и обшарпанные крыши центральной части города. Видимо, если фасады зданий еще хоть как-то ремонтируют, то за крышами не следят совсем, а потому с высоты город кажется очень стареньким, но при этом в нём есть какое-то очарование.
На улицах очень мало людей и машин. Из-за этого создается ощущение сильно провинциального маленького города (даже деревушки), а не большой столицы Республики Татарстан. Если уйти чуть в сторону от центра тишина становится такой, что начинает давить на уши. Появления машин и людей всё более редки, а здания стоят в молчании. Наверное, специфика этого вызвана ещё и тем, что население на праздники разъехалось за город.
Сходятся центральные улицы у центрального входа в Кремль, который хорошо символизирует город (не считая разрушенных построек и громадных бизнес-центров). Здесь совсем рядом символы советской власти вроде пятиконечной звезды на центральной башне, христианской церкви и мусульманские башни и мечети. Здесь же административные здания, резиденция президента и даже какие-то военные памятники. Удивительно то, что вся эта мешанина не смотрится вычурно. Постройки сочетаются между собой очень лаконично.
Сами стены и башни Кремля, так же, как его стена, аккуратные, но низкорослые, не производящие сильного впечатления, а вот внутреннее убранство интересное. Сильнее всего впечатляет бело-голубая, башенками упирающаяся в небо, мечеть Кул-Шариф. Может быть, на меня мечеть произвела сильное впечатление еще и потому, что великолепные церкви я видел в большом количестве, а с мечетями был почти незнаком. Но, разумеется, не только это. В случае с Кул-Шариф, размах, блеск, архитектурная красота - все при ней. При внешнем блеске поражает минимализм внутреннего убранства. Из символов здесь только отрывки из Корана на арабском языке. Даже молитва льется здесь значительно тише и мелодичнее, чем в христианских церквях и соборах. Здесь, как и во многих других местах веры, я почувствовал невероятную силу. Удивительно, что, несмотря на религию, места веры производят такое сильное впечатление.
Мечеть, как и весь центр города хорошо смотрится издалека. Если идти по мосту Миллениум, который своей громадой навис над рекой Казанка, полноводной после снежной зимы, то можно хорошо рассмотреть панорамы различных частей города. С моста видно, насколько мал центр города с башенками мечетей и крестами церквей (ради вида этого уникального соседства культур перейти двухкилометровый мост стоит) по сравнению с частью, собранной из высоток и подъемных кранов.
На мосту Миллениум солнце сильно печет и слепит глаза, отражаясь от зеркальной поверхности реки. Можно снять рубашку, позволяя солнцу обжигать плечи, и сделать музыку в наушниках громче. Если бы не шум машин и пыль велосипедистов, здесь было бы еще чудеснее. С моста хорошо видно то, что непонятно с маленьких улиц города, на которых Казань кажется маленькой и провинциальной. Когда бесконечно бродишь по центральным улицам, постоянно встречая знакомых, город кажется маленьким и сжавшись в точку, но с моста Миллениум хорошо видно, что город огромный и быстроразвивающийся.
Утверждаешься в этой мысли, когда пытаешься выехать за город и бесконечно колесишь по просторам Казани, которым не видно ни конца, ни края. Одни окраины похожи на маленькие деревни, другие вообще на лесной загород, где нет жизни.
В окраино-загородном путешествие на автобусе мы посещали два места. Храм всех религий меня совсем не впечатлил. В нем не чувствуется сила, которой обычно пропитаны места веры. Здесь больше декоративного и аляповатого, чем изящного или впечатляющего. Будто кто-то придумал новое блюда и с радостью смешивает сгущенное молоко с перцем и мясом. Да, любопытно, но не перевариваемо. Ярким примером нового искусства это назвать трудно, а потому я вообще не очень понял, с какой целью всё это создавалось и создаётся.
Раифский Богородицкий монастырь меня тоже не впечатлил, но его окрестности из лесов и маленькой деревни показались приятными. Монастырь простенький, немного обшарпанной, но в замечательном природном месте внутри заповедника, на берегу прохладного озера. Здесь гулять по весеннему лесу гораздо приятнее и интереснее, чем по территории монастыря. Можно устроить небольшой пикник прямо у лесной тропинки. Смотреть на купола церквей сквозь еще голые деревья, пить виски из одноразовых стаканчиков и есть бутерброды. Отрыв от цивилизации, в котором всегда хорошо отдыхает и душа, и тело чувствуется неимоверно.
У Казани много недостатков, в ней нет той плотности архитектурных шедевров, которую можно увидеть в том же Санкт-Петербурге, но посетить это город, безусловно стоит. Ради великолепной мечети Кул-Шариф, ради необычности церкви Петра и Павла, ради внутреннего убранства местного Кремля и, конечно, ради смеси несовместимого. Я не знаю другого города в мире, в котором так сильно перемешались культуры, религии, времена и языки. Ради их необычного соседства и взаимодействия Казань увидеть необходимо.