Начало (Inception), 2010.

Jul 26, 2010 18:11



Inception - зарождение, зачатие. Наши прокатчики в название фильма перевели слово, как «Начало», а в контексте, как «Внедрение» (небольшая справка).

Кристофер Нолан лелеял идею для этого фильма в течение 10 лет. Впервые он написал сценарий о похитителях снов в 2000-ом году, сразу после съёмок своего «Memento», ещё тогда, когда не был одним из самых гениальных режиссёров современности. Продюсерам и крупным кинокомпаниям, несмотря на свежесть и интересность идеи, было понятно, что фильм такого уровня требует большого бюджета, а никому неизвестному тогда Кристоферу Нолану, не имеющему опыта в съёмках потенциальных блокбастеров, никто такие деньги доверять не собирался.

Нолан вернулся к идее и отшлифовал сценарий после громогласных успехов «Бэтмен: Начало» и «Тёмного рыцаря». И тут деньги для одного из лучших режиссёров современности, конечно, нашлись. И, наверное, этот десятилетний перерыв только пошёл будущему кино на пользу. Во-первых, Нолан как режиссёр набрался необходимого для такого сложного кино опыта, а во-вторых, поутихла острая память о «Матрице», «Тёмном городе» и «Тринадцатом этаже», которые используют похожую идею нереальности происходящего.

Что получилось у Нолана. Хорошая психологическая драма с элементами триллера и боевика, с кучей красивых моментов и хорошей атмосферой. Конечно, фильм цепляет, прежде всего, идеей, но сильная реализация здесь так же работает на пользу делу.

Самое заманчивое в реализации фильма - это его реалистичность, которая не чужда любому из тех, кто видел сны. Сомнительным выглядит только то, что несколько человек видят один и тот же сон - всё остальное может иметь место и в реальном мире. Но я почему-то даже рад тому, что Нолан не пустился в пространные объяснения принципа работы чемоданчика с механизмом, к которому подключаются спящие люди, а представил его как нечто само собой разумеющееся.

В фильме полным-полно великолепных визуальных решений вроде складывающегося города или разрушающейся реальности сна. Все они, прежде всего, стали возможны благодаря центральной идеи о том, что в сновидениях возможно всё. Есть и приятные мелочи, не связанные со спецэффектами и масштабными съёмками, но при этом дающие большую силу некоторым моментам фильма. Так, например, всегда отвёрнутые от камеры лица детей. За счет этого, когда мы их увидели, получился один из самых сильных моментов фильма.

Актёрские работы в фильме мне понравились. Только вот Леонардо ДиКаприо, кажется, застрял в новом амплуа, из которого ему нужно выбираться иначе наскучит и надоест, как когда-то он надоел в роли смазливых красавчиков.

Драматическая и любовная линия тоже сделаны хорошо, хотя и вызывают лёгкое дежавю с тем же «Memento», в котором зачастую используются те же самые приёмы и музыка играется на тех же самых струнах человеческой души.

Сценарий и сюжет у Нолана, как обычно, выглядят безупречно (как я и говорил, претензии у любителей объяснений может вызвать только механизм для коллективных снов) от начала и до финальной точки. Фильм удивительно сбалансирован и имеет философскую открытую концовку, которую почему-то многие восприняли, как намёк на скорое продолжение, несмотря на то, что приём, когда концовку оставляют в суперпозиции, в кино довольно сильно распространён.

Удивительно то, что производство картины и сам фильм сильно напоминают сюжет картины. 10 лет назад у Нолана появилась идея, которая росла в его голове, как паразит. Сегодня он снял по ней фильм, чтобы с помощью красочной картинки внедрить её в наши головы. Только вместо коллективного сна - коллективный просмотр в кинотеатре. И даже концовка открыта, потому что последний шаг в появление мысли-идеи, как объяснили нам герои фильма, должен сделать сам зритель, додумав то, что собрала для него съёмочная бригада (в команде «режиссёра» Кобба, как и в команде режиссёра Нолана, тоже есть свои архитекторы, сценаристы и актёры, исполняющие роли других людей).

Нолан снял фильм о долгой дороге домой. Кто-то в её конце увидел человека, победившего все сложности и достигнувшего цели, а кто-то человека, проигравшего решающую битву и навсегда оставшегося в мире сна. Так или иначе, правда в одном - домой человек попал и для него больше неважного упадёт волчок или нет. В этом доме он будет счастлив, состариться и умрёт. «А что потом?» - спросите вы. Ответ на этот вопрос тревожит умы людей не одно поколение, поэтому фильм и не пытается на этот вопрос ответить.

«А где его дом, во сне или наяву?» - продолжите любопытствовать вы. А разве фильм Нолана не о том, что ответ на этот вопрос не имеет значения? Может быть, именно эту идею один из лучших режиссёров современности пытался внедрить в вашу голову, закрутив волчок, но не показав, упадёт он или нет.

Так или иначе, пока внедрение Нолана растёт и шириться, а его идея проникла так глубоко, что даже смогла подняться на третью строчку в самом престижном рейтинге IMDB. Нам осталось сесть и посмотреть, как эта добротно выполненная идея с хорошими актёрскими работами прорастёт и, какой урожай соберут создатели. А, если вы по какой-то причине, ещё не соприкоснулись с этой идеей, то сходите в кинотеатр и посмотрите этот коллективный сон. Независимо от результатов просмотра, вы не пожалеете.

рецензии, кино

Previous post Next post
Up