На бойком месте.

Apr 22, 2010 11:05

- Смех-то у тебя не смешон выходит (Вукол своей жене).

В филиале театра имени Маяковского, что на Сретенке, идёт спектакль «На бойком месте» по одноименной пьесе Островского. Островский писал про людскую алчность, безжалостность к слабым и нежелание услышать голос совести. Давайте разбираться, что из этого получилось в театре на Сретенке.

Начинается спектакль бойко, но всё-таки скучновато, но происходящее на сцене быстро расходится, приковывая внимание зрителей и вызывая любопытство. Выглядит всё это как интересная трагикомедия с элементами драмы. В спектакле присутствует смешение жанров. Не всегда удачно выходят переходы. Если переход из комедии в мрачный триллер удается на славу, то переход в философскую драму трещит по швам. А вот налет юмора во всех жанрах мне понравился. Правда иногда он выглядит довольно фальшиво, наигранно и неуместно.

К сожалению, чистое наслаждение происходящим на сцене длится недолго. Во второй половине второго действия, перед самым антрактом, спектакль снова начинает провисать. Диалоги теряют остроту, атмосфера чуть-чуть начинает сползать. А философия глубже не становиться, хотя видно, что именно на ней авторы хотят заострить внимание. Но оно, напротив, растекается. Концентрация зрителя теряется.

В пьесе демонстрируется суровый мир со всей его гадливостью. Авторы, увы, не показывают просвета, не дают никакой надежды, отчего комедия получается мрачноватой. И там где философской мрачности наиболее много в спектакле наблюдаются самые большие провисы.

При всех провисаниях сюжета и частой скучноватости, колорита у спектакля хватает. Достигается он, прежде всего, яркостью персонажей. Их много. И большинство из них любопытные. В плане мирковыражений и интересных изюминок характеров здесь целое раздолье. Ужимкам, движениям, манере говорить, микрожестам в спектакле уделено очень много внимания. И это радует.

Особенно лаконично смотрятся образы барина Павлина Ипполитовича Миловидова и его друга драматического артиста Пыжикова. Именно у них выходит одна из лучших сцен всего спектакля, когда происходит разговор о любви барина, при чём Пыжиков почти не говорит слов. Бойкая и игривая Женечка, жена владельца постоялого двора, мне тоже понравилась. Очень запомнились эпизодические роли (Гришка, загулявший купец, Жук и другие), именно они делают большую часть колорита всего спектакля.

А вот Вукол мне совсем не понравился. Какой-то он получился очень однобокий и редко эмоциональный. Самая интересная роль в спектакле - это честь и совесть всего бойкого места Аннушка. Она, как лакмусовая бумажка, хороший фон для всего происходящего на сцене. Очень интересный образ, с муками совести, с душевными исканиями, с хождениями на краю греховной пропасти. Но, увы, у актрисы не получается всё это сыграть (роль слишком уж сложная). Нет баланса между смешным и трагичным, а потому выходит как-то глупо и наивно.

Больше всего претензий у меня к третьему действию спектакля, где ощущение должно быть такое, будто сунули палку в муравейник. На Сретенке я этого не увидел. Кажется, создатели заигрались с жанрами и ни к чему использовали здесь комедию абсурда, которая только остро высмеивает, но ничего не объясняет и не доказывает. Сыграло роль неумение соблюсти баланс между драмой и комедией.

Единственная отрада в третьем действие - игра Павлина и его друзей, а так же музыка (она вообще подобрана очень удачно и хорошо гармонирует с происходящим на сцене). Но концовка все равно сумбурная, хоть они ее чуть-чуть и вытянули.

Резюмирую. В целом спектакль далеко не идеален. Много скучноватых моментов, есть большие провисы в сюжете, некоторые мысли сильно смазаны, часто не хватает остроты, во многих моментах актёры не дотягивают, от чего самые острые углы трагикомедии островского смазываются. Но ради ярких персонажей, их характерных ужимок выражений, манеры говорить, спектакль стоит посмотреть. Ну и некоторые сцены сделаны отлично. С отличным юмором, философией и актерской игрой.

Морали у спектакля не получилось совсем. В середине первого действия казалось, что может получиться великолепный спектакль. Но не дотянули слишком во многом, а жаль.

спектакли, рецензии

Previous post Next post
Up