Карпаты

Jul 11, 2013 03:05

Сейчас почти час ночи - самое время начинать рассказ о путешествии в горы. Но я начну, а там посмотрим…
О первом путешествии в горы, хотя сказать «я никогда не была в горах» я почему-то не могу. Ну там, Крым, конечно, и еще, наверно, много рассказов друзей, а может мечт, которые синтезировались в какую-то прошлую полу-реальность.
Как-то, отправляясь в горы, я не ожидала больших сюрпризов - и, в общем-то, их не получила. Всё-таки это был не Эльбрус и не Тибет, не что-то недосягаемо-скалистое. А такие пушистые и зелёные домашние горы. Я ожидала от них красоты, а не опасности, трудностей похода, но не подвигов - и всё так и вышло.

Почему Карпаты? А фиг знает. За пару дней до поездки выяснилось, что мой отец тоже был там в молодости и даже, по легенде, потерял голос на целое лето, наевшись весеннего снегу на макушке Говерлы :) Были, конечно, и другие рассказы. И мои личные намерения доехать туда еще в прошлую поездку во Львов - так, одним глазком. Какая наивность) Так что всё это осело, и когда встал вопрос - куда податься на две недели, пока дети в отъезде? - ответ всплыл сам, как бы без всяких оснований и рефлексий.
Прикольно, как можно сказать в один прекрасный момент «А поехали в Карпаты!» - и поставить этим точку отсчёта на пустом белом листе для длинного и непрямого пути: думать о билетах, смотреть маршрут и карты, запоминать названия, собирать вещи, бегать по магазинам, набивать рюкзаки - и вот уже твои легкие и спонтанные слова становятся, блин, нехилой тяжестью на плечах, с которой ты выдвигаешься на поезд, оттуда на автобус… И вот мы уже стоим на автобусной остановке в селе Квасы, отправном пункте нашего похода. Справа горы, слева горы, под ними домики, автобус тю-тю, и очень жарко, надо переодеться в шорты и найти, где купить воды и поесть. И без всякой торжественности тронуться в путь наверх.
А ведь это еще не всё. Пройдя этот путь, навсегда отпечатываешь его в своём сердце. Учитывая невеликое количество отпущенных лет и бескрайность Земли - ты не случайно именно тут. Может, это «тут» будет потом сниться. А может, уже снилось, и ты только следуешь внутреннему голосу. Свободный выбор - самая загадочная альтернатива на свете.

Кстати, из всех видов транспорта я-таки предпочитаю собственные ноги. Говорят, душа не очень-то поспевает за телом, перемещающимся на паровозе, не говоря уже о самолёте… Поэтому первые пару дней люди ходят потерянными на новом месте. А потом их догоняет акклиматизация :) Нет, на самом деле я просто выяснила опытным путём, что полный эффект присутствия и впитывания окружающего мира у меня наступает при ходьбе. А сидеть на одном месте и впитывать - очень скушно, хотя и приятно. Даже с безупречного мыса Айя с купанием и соснами всегда хотелось сбежать то вверх, на перевал, то в Балаклаву. Чтобы новые картинки, запах пыли из-под ног, ветра и травы. Наверное, близким это шило не всегда в радость :)

День 1: Ивано-Франковск - Квасы - полонина Веснарка



Ладно, значит, Квасы. Жарко. Горы. Ну, как, горы - травянистый склон, как у обычного холма в каком-нибудь Путивле. Тропинка, цветы. Рюкзак. Только очень какой-то упорно-непрерывный холм, всё вверх и вверх. И тропинку мы постоянно теряли, а дорога шла длинным извилистым серпантином, так что мы её поначалу бросили - а потом она обиделась и сама пропала. Так что через некоторое время мы обнаружили себя среди травы и местами каких-то дальних огородов и заброшенных на вид домиков. На одном огороде ковырялись две бабки - и когда я, пыхтя, догнала Влада, он с улыбкой слушал, что они говорят. Я тоже прислушалась, но ничего не поняла напрочь.
*Там в горах живут гуцулы и прочие этносы, у которых, как сказала потом Википедия, свой диалект. Вам кажется, что вы слышите украинскую мову, но при этом почему-то совсем ни черта не понимаете, хотя обычно разбираете половину.
Впрочем, Влад перевёл, что одна бабка ругает нас, мол «Ходют тут, я за землю плачУ не за ради этого, чтобы всякие шлялись!» - а другая, напротив, ругает её за негостеприимство.

Дальше мы долго ползали по склонам, иногда отдыхая и поедая чернику. Начался дождь, потом кончился. Посёлок стал внизу совсем игрушечным, а GPS нагло утверждал, что мы прошли совсем немного и еле-еле добрались еще только до края нашей бумажной карты.
Карту мы купили в Киеве - одну, бегом во время стоянки поезда (нет стоянка-то была почти час, но мы за неё еще и прекрасно поужинали на твёрдой почве). А вторую карту приобрели у мужичка прямо в автобусе во Франковске, перед отправкой - мужичок принёс в автобус газеты и журналы «По гривне - по две» и немного карт: «Что ви говорите, карты тоже по две гривни? Нээ, таки это было би совсим жэстоко!» Таким образом у нас скопились польская и украинская карты, которые дополняли друг друга, а иногда вступали в споры, в общем, вели богатый межнациональный диалог культур. Позже в более подробной из них - польской - протёрлась белая дыра на самом актуальном, как выяснилось, для нас месте Черногорского хребта.




После некоторых скитаний у нас получилось обнаружить утраченную дорогу, которая вела в лес. Ближе к вершине склоны горы (кажется, Веснярки, 1276м) были лесистыми, и какой-то это был безрадостный лес, скажу честно - мокрый, грязный, темноватый, с высокими деревьями и какой-то гнилью внизу. Поэтому и картинок маловато :) Иногда дорогу пересекали ручьи, на некоторых были сделаны длинные корыта-поилки. Почва - каменистая крошка, поэтому грязи даже после дождя немного, не развозит, как у нас. А ручьи там все переходятся по камушкам, они мелкие и несерьёзные по нашим меркам. Ну, в этот сезон, по крайней мере.




Для меня неожиданной оказалась тяжесть подъёмов. Гладкие и крутые подъёмы прямо вгоняли в отчаяние - не то, чтобы я падала от усталости или перегрузок, скорее это было что-то психологическое. Позже подъём на Говерлу и другие горы по более крутым и каменным склонам дался как-то даже легче - нужно было соображать, куда наступить, проходить маленький квест на каждом метре. А унылая дорога наверх была лишена любых зацепок. Конечно, Влад шёл гораздо быстрее, пока я сзади проклинала свой сидячий образ жизни и одновременно свои дурацкие идеи насчет «отдохнуть в горах». Зато выбор идти одним, а не в группе, грел душу - всё-таки никто не гонит ни по какому графику, ничего, выберемся в конце-концов.



"А без рюкзака в теле такая приятная гибкость получается")

Высота ощущалась как похолодание. Кто бы знал, что на ближайшие дни мы распрощаемся с летом настолько, что даже привыкнем уже к осенним +15 днём и +8-10 ночью, к бесконечным дождикам, туманам и мокрым ногам, к тучам, в которые ведёт тропа. Вот только к холодному ветру на вершинах фиг привыкнешь. Но верить в то, что где-то внизу, относительно рядом, стоит вполне себе жара - это уже получалось не очень.
К вечеру мы наконец выбрались из леса, слегка обогнув вершину горы (она просто потерялась где-то в чаще). Выглянуло солнышко и осветило симпатичную маленькую долину, а за ней лежала еще одна - побольше и поглубже, как зелёная чаша. Впереди маячил подъём на следующую высоту. На него наползало облако. Где-то тут по описаниям должен был родник, а еще колыба - домик-приют для туристов.




Домик нашёлся - с проваленной крышей, внутри земляной пол и поломанный настил общих нар. И мусор, и куча мусора снаружи. Первое знакомство с колыбами поломало их репутацию. Мы отошли немного и поставили палатку на небольшом возвышении над полониной. И прислушались.

Где-то вдали явственно звенело. Переливалось и передзынькивалось, как будто кто-то хаотично водил палочками по металлофону. По склону бродили какие-то белые кучки. Они то разбредались, то приобретали какой-то общий вектор движения - ну, понятно, овцы. Или козы. Коров с колокольчиками мы уже встретили до этого внизу. Но неужели на всех этих овцах надето по колокольчику? Представьте: безлюдно, тихо, предсумеречно, плавные изгибы гор - поближе зелёных, подальше синих - и тихий перезвон сотен колоколец, каждый по звуку как ложкой в металлической кружке чай мешают.
Впрочем, скоро нам пришлось срочно собирать разбросанные вокруг палатки предметы, потому что полонину затянуло туманом, и в этом тумане звенящая толпа явно приближалась к нам. Хорошая психическая атака:) Сразу представилось, как они сжёвывают наши припасы и спальники, опрокидывают газ… Через минут 5-10 из белого тумана выступили первые овечки, а потом всё стадо обступило нас и палатку, а с ними пришли пастух и его белые собаки. Все они оказались вполне мирными, ненавязчивыми и приветливыми - пастух поздоровался и расспросил, откуда мы, перейдя по пути на вполне доступный русско-украинский. Потом гикнул на овец, и они медленно поползли вниз в долину, на ночлег.






Пр.сл.
Previous post Next post
Up