Оригинал взят у
cicerone2007 в
Кембридж. Капелла Королевского колледжаСпор за первенство между Оксфордом и Кембриджем для меня решается в пользу Кембриджа потому, что в нем есть одно из самых прекрасных готических зданий в мире - Капелла Королевского колледжа. Она стоит в одном ряду с Сент-Шапель и Собором в Шартре, поскольку здесь сохранились не только стены и своды, но и подлинные витражи.
Капелла Королевского колледжа - это целостный ансамбль поздней готики. Если бы не деревянная алтарная перегородка, которая делит грандиозную однонефную постройку на две части, внутреннее пространство храма воспринималось бы как огромный зал. Вместо круто взмывающих вверх арок с высокой стрелой подъема мы видим здесь приплюснутую полицентрическую арку.
В Капелле надо обязательно оказаться в солнечный день, ибо тогда она предстает в своей подлинной красе. Что может быть прекраснее мерцающих пятен цвета, наполняющих огромное пространство!
Веерные своды смотрятся как легчайшая паутина.
Именно в солнечный день каменные своды начинают парить над нами, стена окончательно растворяется в потоках света. Королевская капелла лишена той стихийной сложности, что есть в огромных соборах, где романские и готические элементы образуют единый сплав. Храм в Кембридже - это сложный, но математически упорядоченный мир. Мир разума и небесной гармонии.
Витражи Капеллы создавались в XVI веке. По сравнению с витражами Сент-Шапель (XIII в.), где доминирует орнаментальное начало, кембриджские витражи имеют простое прямоугольное переплетение. А сами ветхозаветные и новозаветные сцены представляют собой сложные многофигурные композиции с архитектурными или пейзажными фонами.
Красочная гамма витражей шире и отличается большей пестротой. Белый используется наряду с красным, синим, желтым, зеленым, лиловым. Благодаря большому количеству белого Капелла уже не напоминает драгоценный реликварий, каким была Сент-Шапель. Света в Капелле значительно больше, а значит - меньше таинственности.
Тяжесть сводов ложится на опоры. Ниже огромных витражей находятся ажурные перегородки, за которыми прячутся маленькие молельни. Как и замковые камни сводов их украшают «розы Тюдоров» и «решетки Бофортов».
Вот золоченая роза в центре свода молельни:
Окна молелен тоже украшают витражи. Но они разновременные, иногда составленные из случайных частей. Святые, которых мы видим на стекле, смотрятся как современники строителей Капеллы.
Строительство здания было начато в 1446 году при Генрихе VI. В период войны Роз работы остановились и были продолжены при Ричарде III, который щедро их оплачивал. После того, как Генрих VII победил Ричарда III, строительные работы были вновь остановлены. Их возобновили лишь в 1508, за год до смерти Генриха VII. Строительство завершил Генрих VIII в 1515 г. На этом последнем этапе работы своды возводились под руководством Джона Уайстела.
Рисунки, подобные тем, что мы видим на стеклах молелен, будут вдохновлять У.Морриса и его друзей.
Капелла чудом сохранилась во время гражданской войны. Правда, известно, что Кромвель использовал ее в ненастную погоду для муштры своего пестрого войска. Во время Второй мировой войны большинство витражей разобрали, опасаясь за их сохранность. Заодно их почистили и отреставрировали.
Снаружи Капелла тоже хороша.
Если смотреть на нее сбоку, видно как работают контрфорсы, насколько они мощны.
А если оказаться посреди двора Королевского колледжа, то здание опять станет ажурным и легким.
Здания, которые окружили Капеллу в XVIII и XIX веках, на нее ориентируются и с ней считаются.
И если ее стены видны лишь с определенных точек, то башни становятся или частью сложных неоготических композиций,
или контрастируют с классицистическими зданиями.
Ну а западный фасад Капеллы, обращенный в сторону реки Кем, стал визитной карточкой города.
Сайт Королевского колледжа позволяет совершить виртуальный тур по Капелле:
http://www.kings.cam.ac.uk/chapel/virtual-tour/index.html Орган Капеллы:
Хор:
Merry Christmas! from
King's College Cambridge on
Vimeo.