Литературное спасение. Отрывок первый - подготовительный.
С утра и до вечера ходил и ездил он по городу, осматривая его. Хотя живопись не очень интересовала Самгина, посещение музеев и выставок он считал обязанностью культурного человека. Обязанностью, которая дает темы для бесед. Картины он обычно читал, как книги. И сам видел, что это обесцвечивает их.
(Иероним Босх "Искушение Святого Антония")
Клим был поражен. Художник как бы заглянул к нему в душу и изобразил его собственное, подсознательное восприятие мира, в котором тоже все распадалось. А если соединялось, то почти так же уродливо, как на этой картине.
- Иероним Босх!
Впервые Самгин так ярко, выпукло увидел свое, до этого смутное, ощущение действительности и был испуган. И поэтому сразу не захотел поверить в него. Клим не мог отделаться от навязчивой мысли, что скорчившийся, испуганный Святой Антоний - это он!
- Кошмар! Этот Босх поступил с действительностью, как ребенок с игрушкой. Сначала изломал ее, потом склеил куски, как ему захотелось.
Ему казалось, что в нем зарождается некое новое настроение. Но он не мог понять, что именно ново.
- Я не бездарен. Я умею видеть нечто, чего другие не видят. Все они ограничены определенной системой фраз и заранее можно знать, что каждый из них скажет по тому или иному поводу. Конченые люди, неспособные к дальнейшему росту.
Он был искренне удивлен резкостью, определенностью этой оценки. Он никогда не думал в таком тоне. И это сразу приподняло, выпрямило его. Он казался себе сейчас значительным и умным человеком, который не боится мыслить свободно и органически враждебен всякому насилию над независимой мыслью, всем попыткам ограничить ее.
Максим Горький "Жизнь Клима Самгина"
Литературное спасение. Отрывок второй - содержащий признание.
Теперь я понял - теперь мне точнее помнится то, что я почувствовал однажды на берегу моря, когда держал в руках гальку. Это было какое-то сладковатое омерзение. До чего же это было гнусно! И исходило это ощущение от камня, я уверен, это передавалось от камня моим рукам. Вот именно, совершенно точно: руки словно бы тошнило.
Жан-Поль Сартр "Тошнота"