Оригинал взят у
e_muet в
Женщины за рулем Знают ли мужчины, что если бы не женщина, они бы сегодня не пользовались таким благом цивилизации, как автомобиль?
Если изобретение первой бензиновой машины принадлежит мужчине - немцу Карлу Бенцу, то первым человеком, севшим за его руль, стала женщина - 39-летняя дама, мать 5 детей, Берта Бенц, супруга изобретателя. Хотя автомобиль был запатентован Бенцем двумя годами ранее, однако никто не решался приобрести новинку.
В то время к подобным механическим чудесам отношение было двоякое. С одной стороны - технические новинки завораживали, с другой - во многих из них люди не видели смысла. Ну скажите на милость, кому нужны «самобеглые коляски», если в наличии имеется прекрасная лошадиная тяга? К тому же, породистые лошади - это и престиж, и статус, и просто красота. А какая особая красота и элегантность в «коляске» с нелепым тентом и ненадежными колесами? Если помните, именно с этой проблемой столкнулся мечтательный Адам Козлевич, когда пытался внедрить идею автомобилизации в незабвенном Арбатове (Ильф и Петров, «Золотой теленок»).
Карл был прекрасным инженером, но никудышным маркетологом. Первый публичный показ "самобеглой коляски" закончился провалом: машина врезалась в стену дома, напугав зрителей. Тем не менее, Берта, чье наследство помогало семье держаться на плаву, хорошо понимала необходимость демонстрации преимуществ автомобиля и решила помочь в «раскрутке» нового чуда техники.
Тайком от мужа она проехала 180 км на самодвижущемся экипаже. По дороге машина то и дело ломалась, и ремонтировать её приходилось всеми подручными способами. Булавка от шляпы послужила для прочистки засорившегося бензопровода. Резинка от чулочной подвязки стала изолятором для перетёртого провода зажигания. А справиться с разорванными тормозными накладками помог сапожник (кстати,
тормозные накладки изобрела Берта - прим.)
Несколько раз пришлось преодолевать подъемы, толкая автомобиль в гору, и Берта посоветовала мужу установить на автомобиле дополнительную передачу - именно так появилась первая коробка передач.
Известие о поступке Берты облетело всю Германию, у Бенца появились первые покупатели. Муж учел все рассказы жены о возникших проблемах. Таким образом, первой в истории женщине-водителю удалось еще и поспособствовать развитию всей автомобильной индустрии.
В конце XIX века лидером по числу женщин за рулем была Франция. В первую очередь, это знаменитая
герцогиня Д'Юзес, о чьей бесшабашной езде с многочисленными превышениями скорости ходили легенды. Чуть позже пальма первенства перешла к английским женщинам, которые прославили себя во многих престижных гонках того времени. В 1903 году Англия стала родиной первого в мире женского автоклуба. К 1913 году клуб начитывал 500 автомобилисток!
Известно, что первый самый длинный женский автопробег совершила американка
Элис Рэмси - в 1909 году она в компании с двумя золовками и подругой за 59 дней проехала через все штаты с востока на запад, из Нью-Йорка в Сан-Франциско. Спутницы Элис не умели водить автомобиль.
Дочь президента США Элис Рузвельт Лонгворт тоже внесла свой вклад в историю, прокатившись в одиночку от Ньюпорта до Вашингтона.
Интерес женщин к вождению автомобиля привел к появлению многих полезных дополнений, привычных нам сегодня. Так, появлению «дворников» мы обязаны даме по имени
Мэри Андерсон, которая однажды заметила, как водитель в дождь постоянно высовывался из окна, чтобы протереть залитое дождем лобовое стекло. Это сподвигло Мэри на изобретение стеклоочистителей, на которые она в 1903 году получила патент. Первые «дворники» имели ручной привод, что было неудобно.
В 1917 году стеклоочистители стали электрическими - их изобретателем называют
Шарлотту Бриджвуд. Закрытый кузов-«купе» появился в начале ХХ века во Франции с расчетом на женщин - чтобы от ветра не портились прически и не улетали с голов шляпки.
В конце 1920-х годов престижные гонки притягивали многих женщин-водителей. В 1927 году, соревнуясь с лучшими водителями-мужчинами, чешка
Элизабет Юнек выиграла европейский Гран-При.
В том же году еще одна женщина-водитель отправилась в кругосветное путешествие: немка
Кларенор Стинесс проехала через Балканы, Бейрут, Дамаск, Багдад, Москву, Сибирь, Китай, Южную и Северную Америку на автомобиле Adler Model Standart 6, преодолев 46 000 километров за 2 года.
Первой женщиной-таксистом стала немка
Элизабет фон Папп. Потеряв мужа и нуждаясь в средствах, чтобы поднять на ноги детей, молодая женщина села за руль открытого автомобиля Adler в 1908 году и продемонстрировала, что отлично может лавировать по берлинским улицам, забитым в то время двухэтажными автобусами, конками и другими средствами передвижения, ничуть не уступая коллегам мужского пола.
В качестве таксистов женщины утвердились в Германии в конце 60-х годов. Мелкие частные владельцы таксомоторов не могли позволить себе нанимать второго водителя, так что на помощь им приходили жены. Сейчас в Берлине более 2000 женщин имеют лицензии на перевозку пассажиров, которые позволяют им водить такси, арендованные автомобили и машины скорой помощи.
Русские женщины не отставали от мирового автодвижения. В 1898 году пресса с восторгом писала о том, что известная велосипедистка г-жа Коцентская в «предстоящем сезоне перейдет в разряд автомобилисток». А 13 марта 1902 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге состоялся «конкурс на ловкость управления автомобилем». Кроме прочего оценивались удобство и изящество самого экипажа. Среди победителей - г-жа Гильгендорф, выступавшая на двухместном паровом автомобиле московской марки «Дукс». Если верить прессе, то именно этой участнице досталась большая часть аплодисментов болельщиков.
В 1911 году в пробеге Петербург - Киев участвовала
княгиня Долгорукая.
Еще одна русская автомобилистка -
Е.П.Самсонова - также была в числе призеров на весьма необычных и интересных соревнованиях, которые проходили в сентябре 1913 года и официально именовались «Двухверстная гонка с препятствиями по проселочной дороге». Эти состязания проходили под эгидой Военного ведомства и должны были выявить способность автомобилей передвигаться по пересеченной местности. Старт был дан под Москвой в четырех верстах от Серпуховской заставы. Спортсменам предстояло без посторонней помощи преодолеть разбухший от дождей проселок, овраг с небольшой речкой, крутой подъем, а затем проехать по руслу реки. Далеко не всем из 14 участников удалось справиться с заданием. «Хапмобиль» Самсоновой прошел дистанцию за 8 минут 13 секунд.
Не менее известной спортсменкой была и член Московского автомобильного общества М.В. Любушкина. В том же 1913 году она совершила на своем «Лорен Дитрихе» в 22 л.с. поездку по Австрии, Голландии, Бельгии, Германии и успешно вернулась в Россию, пройдя более 4 тыс. верст. Участвовала в дальних поездках и Л.А. Нагель - жена редактора журнала «Автомобиль» А. Нагеля.
Как и во многих странах Европы, в России проходили женские соревнования, регистрировались рекорды. Наивысший результат был показан в гонке 14 мая 1913 года г-жой Римской-Корсаковой. Тогда ее «Воксхолл» прошел версту за 34 и 3/5 секунды, что равно скорости 104,5 версты в час. А последние дореволюционные соревнования с участием женщины состоялись 11 мая 1916 года. Тогда в гонке на версту стартовала уже знакомая нам г-жа Самсонова. Рекорда она, правда, не побила, показав весьма скромный результат - 53 и 2/5 секунды. При всем при том нужно помнить, что автомобилей в России было сравнительно немного, поэтому и женщин-водителей можно было пересчитать по пальцам.
После революции 1917 года советские женщины активно вовлекались в процесс механизации сельского хозяйства. Например,
Паша Ангелина организовала в 1933 году женскую тракторную бригаду, за что и была дважды награждена званием Героя Соцтруда, членским билетом компартии и мандатом депутата Верховного Совета СССР.
В 1936 году состоялся знаменитый
Первый женский автопробег 1936 г. имени Сталинской конституции, в котором женщины-водители за два месяца преодолели более 10000 километров от Урала до Украины, через горы и леса, пески и степи. Забавно, что целью автопробега было показать возможность применения женского труда на автомобильном транспорте.
В годы Второй мировой войны представительницам слабого пола приходилось занимать места ушедших на фронт мужчин в таксопарках и перевозочных компаниях. Многие поля так и остались бы стоять под паром, если бы женщины не сели на тракторы. Не стала исключением и королева Англии Елизавета: во время войны она водила армейские автомобили. В военные годы тысячи советских женщин тоже сели за руль, управляя всем: от тракторов в поле до санитарных полуторок.
В 1950-х годах американцы сделали попытку создать исключительно женский автомобиль, назвав его
Dodge La Femme (рекомендую сходить по ссылке и впечатлиться - прим.). Помимо общего дизайна, говорящего самого за себя, в авто было предусмотрено специальное место для хранения очков, пространство для хранения шляпы и даже специальная конструкция водительского сиденья, которая вращаясь, исключала возможность попадания женского белья под общее обозрение во время посадки в автомобиль. Из-за низкой рентабельности Dodge La Femme через год был снят с производства.
Наученные неудачным опытом компании Крайслер-Додж, мировые автоконцерны по-прежнему учитывают всё возрастающие требования женщин и к внешнему виду, и к функциональности, и к комфорту, и к безопасности автомобиля, но больше не прибегают к крайностям.
Во всем мире женщин давно признали как класс водителей. В дорожной полиции Дубая (ОАЭ) открыт специальный женский отдел, где выдают водительские права, продлевают уже имеющиеся лицензии и регистрируют автомобили только женщинам-водителям. Здесь же было создано и первое
женское отделение транспортной полиции.
В 2002 году в Иране женщин
впервые приняли на работу водителями автобусов, ознаменовав этим новую эру в государстве, где всегда и во всем доминировали мужчины. В этом же году в Иране открылась первая
компания, на 100% состоящая из женщин. Этими такси могут воспользоваться только женщины и дети.
Источники:
http://www.vestnik21.ru/component/content/article/75-istoriya-avtomobilya/681-autohistory-04-76-11.htmlhttp://en.wikipedia.org/wiki/Brake_lininghttp://www.history.com/news/bertha-benz-hits-the-road-125-years-agohttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28468/http://en.wikipedia.org/wiki/Karl_Benzhttp://www.uspto.gov/inventors/independent/eye/201302/Windshield_Wipers.jsphttp://motopapa.ru/avtomarketing/shershe-lya-fam-ot-dodzh.htmlhttp://autoclub78.ru/vybor-i-pokupka-avtomobilya/samye-zhenskie-avtomobilihttp://inetauto.ru/2008/07/06/print:page,1,k-rulju-my-dorogu-prolozhim-sebe.html См.также ссылки в тексте