про эго и ум

Jul 09, 2014 16:01

Андрющенко Денис /гештальт-терапевт, Москва/

Например, когда психолог нетрансперсонального направления употребляет слово "ум", то он чаще всего, имеет ввиду что-то хорошее: ясность, рациональность, эффективное решение проблем. Трансперсональные психологи во многом заимствуют терминологию буддизма, где словом "ум" обозначается искаженные желанием и страстями суждения, рационализация страхов, навязчивые идеи, ктастрофизация и предвкушения. В общей психологии для этого понятия есть термин "эмоциональное мышление". Такие же терминологические расхождения касаются слова "эго".

В психологии после Фрейда за словом "эго" закрепился в основном положительный смысл. Говря об ЭГО психологи часто имеют ввиду ряд сознательных произвольных функций: способность реалистично откладывать удовлетворение желаний, прооизвольное внимание, способность наблюдать за своим состоянием, отдать себе отчет в своих действиях, совершать сознательный выбор, управлять своим телом и автомобилем, кататься на волнах и т.д. и т.п. В некоторых тестах даже есть такая высоко ценимая особенность личности, как "сила эго": самоконтроль, следование своим словам, устойчивость к эмоциональным стимулам.

При таком понимании эго представляется чем-то довольно важным для человека. Однако уже Фрейд напоминал нам о том, что ЭГО это всего лишь наиболее полно соприкасающаяся с реальностью часть нашего темного наполненного страстями ОНО. Фрейд указывает нам на то, что ЭГО это самая битая и от этого самая хитрая, изворотливая и подлая часть нашей животной природы.

В значительной части переводной литературы по буддизму словом "эго" называют именно эту сторону индивида: противопоставление себя другим людям и окружающему миру, агрессия и разрушение части окружающей среды ради поддержания собственного физиологического и эмоционального равновесия.

Ф Перлз и вместе с ним представители эго-психологии объединили эти два аспекта эго, предложил помнить о том, что не бывает эго без агрессии. Но мы все еще забываем иногда, что у эго кроме положительного смысла есть еще и такой, вполне неприятный вовсе не конструктивный аспект: "- Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать" .

Занимаясь развитием эго важно помнить о его темной стороне, эгоизме, подлости, хитрости, изворотливости ради комфорта одного организма, агрессии не считающейся с чужой болью. Эго двойственно: с одной стороны это сознательность и самоконтроль, а с другой стороны - голод и агрессия.

Из-за такой двойственности думаю, что психотерапия всегда предполагает внутри себя этику. Любые попытки построить психотерапию свободную от нравственных и этических представлений оборачивается появлением систем изощренного оправдания похотей и страстей своего создателя.

психопрактика

Previous post Next post
Up