Jun 17, 2019 08:40
На днях перебирала полки с архивными рисунками моих маленьких клиентов. Хранить всё нет никакой возможности, поэтому что-то просто фотографирую и откладываю на выброс. Что-то так западает в сердце и находит там отклик маленькой Катьки, что-то продолжает пылиться в архивах и становится летописью зализанных ран.
В руки попал листок с изображениями известных мультяшных героев. Их рисовала одиннадцатилетняя девочка-гимназистка, которая ходила ко мне на групповые занятия. Любое задание или вопрос находил воплощение в изображении конкретных персонажей (не могу раскрыть вам - каких именно, по этическим соображениям). Какая бы тема дня не была - школьница всё сочиняла про мультяшек.
Как-то после занятия ко мне подошла мама девочки и спросила моё мнение насчёт рисунков ее дочери. Я предположила наличие проблем в эмоциональной сфере. Мама подтвердила мои предположения: у девочки не было подруг, зато она слыла выдающейся ученицей по большинству школьных предметов, особой гордостью для все семьи были отличные отметки девочки за Оксфордские экзамены по английскому языку. Но вот досада, она ничем не увлекалась, кроме одних и тех же мультиков, после которых могла бесконечно обсуждать их, рисовать и цитировать. И речь шла о персонажах, созданных сценаристами для пятилетних детей.
Родители были очень заняты на работе, старшая сестра выросла и собиралась замуж, а у девочки явно развивалось расстройство личности, которое в тот момент не обращало на себя внимание родителей. Даже рисунки мультяшных кладбищ и похорон не особо потрясали близких, потому что главным критерием для них, как и для целого ряда родителей, являлась успеваемость в школе.
Мама призналась мне тогда, что буквально с пелёнок водила дочь на развивающие занятия, поэтому в год та знала алфавит, в два - считала в уме, в три - воспроизводила наизусть отрывки из «Евгения Онегина». Правда, в одиннадцать - она «залипала» на мультах про единорогов также, как и тогда, в три...
У меня хранятся эти рисунки, они «кричащие» и размашистые, но при этом схематичные и не проработанные. Девочка не стремилась нарисовать красиво, применить мастерство, заполнить цветом рисунок. Она штамповала за одно занятие до десятка однотипных набросков с мультяшками...
Маму наша беседа так огорчила тогда, что она перестала приводить свою дочь на мои занятия. И теперь эти рисунки для меня напоминание мне о том, как порой взрослые люди готовы играть в «прятки» с проблемами, чтобы не колебать ту «идеальность» образа детей, которую они так кропотливо выстраивали. Остаётся сочувствовать тем ребятам, чти родители предпочли верность образу, а не личности.
раннее развитие,
Дети,
эмоциональное расстройство,
психология,
родители