Сегодня в моде лидерство. Скромный от природы ребёнок вынужден терпеть насилие со стороны родителей: его просят рассказать стих стоя на табуретке, громко здороваться со старшими, пойти и дать сдачи обидчику и т.д. Мамы и папы читают книги "как вырастить лидера", а школьников записывают на курсы и тренинги по развитию лидерский качеств. В общем, все усилия взрослых направлены на то, чтоб произошло какое-то превращение робкого зайчика в отважного льва. И всё-таки природу не обманешь, да и не стоит этого делать. Достаточно следовать за ребёнком, чтобы увидеть, - он лучше знает, как ему комфортнее жить: в каком темпе, в шуме или тишине, дружить с одним или водиться с целой компанией, носить яркое или не очень.
Я мама детей, которых общество считает "воспитанными". Моей заслуги в этом нет, просто природа одарила их скромностью. Оба моих отпрыска стесняются бросить вызов обществу и раскрепощаются исключительно в родном окружении. Тем не менее, они растут и раскрываются в свободе постепенно, в том числе с оглядкой на то, как это делают другие.
Если детей не осекать по любому поводу, то со временем даже самый застенчивый ребёнок будет проявлять себя, какой он есть, с другими. Лидером станет точно не каждый, но раскрыть свой потенциал сможет всякий. Родителям следует просто доверять своим детям. Саморегуляция и контроль идут на пользу человеку, если он чётко знает, на что способен, и какой реакции от общества можно ожидать на его действия. Другими словами, ребёнок пробует мир на ощупь и контакт и сам выстраивает своё поведение. В противном случае, сдерживание непонятно чего и ради чего приводит к росту тревоги неопределённого генеза в геометрической прогрессии.
Расскажу историю, которую мне и Люсе довелось наблюдать вчера в бассейне. Как правило, после занятий по плаванию дочь идёт греться в джакузи, а я в это время сижу в мягкой зоне и время от времени поглядываю на неё. Сидя в горячей ванне с гейзерами, Люся что-то напевает себе под нос, это заметно по движениям её губ. Но делает она это тихонько и почти неслышно, чтобы не обращать на себя внимания других посетителей фитнес-центра и тех, кто, как и она, сидит в джакузи.
После того, как Люська наплавается и нагреется, мы идём с ней в душевую. Там, расторможенная шумом льющейся воды она прибавляет звука своей песне. В душевой кроме нас нет никого, и Люся использует эту возможность, чтобы в голос спеть про Барбоса. Кафельная акустика обеспечивает резонанс мелодии, которую не могут сдержать мощные струи воды. Я молча мылю дочери голову и иногда зажмуриваюсь от звукового давления.
- Люся, чуть тише… Это очень громко, у меня в ушах звенит уже… - прошу её.
- У тебя голова болит? - интересуется она у меня.
- Пока нет. Но мне кажется, что может заболеть, если так будет продолжаться
Она не прекращает петь, но делает это уже гораздо спокойнее. Я заслушиваюсь тем, как красиво дочка интонирует голосом, выделяет переливы и игру звуков, словно шёлковой лентой рисует в воздухе петли и спиральки. Затем я кутаю в полотенце чистую Люську и мы идём в раздевалку.
Вооружившись феном, я приступаю к сушке её кудряшек. Людмила не выносит искушения зеркалом размером в её рост и начинает упражняться в мимике: брови скачут к переносице и обратно, рот растягивается и совсем исчезает в гримасе, язык изворачивается, словно уж, и никак не может найти себе места на её лице. Так продолжается некоторое время, пока не устанут лицевые мышцы Люськи.
Набаловавшись с отражением, дочь затягивает новую песню. Мощный огромный фен, к счастью других переодевающихся дам, разбивает Люськины звуковые волны, поэтому её почти не слышно. Она старается и не щадит связки, использует тот редкий момент, когда можно испытать силу своего горла и никого не оглушить.
Убедившись, что голова дочери сухая, я выключаю фен, что неминуемо заставляет мою девочку убавить звук и даже перейти на режим колыбельной. Под её тихое мелодичное пение мы продолжаем собираться и делаем это последними, потому что Люся не торопясь одевается, а потом просит заплести её. И буквально вчера, когда дело дошло до надевания верхней одежды, в раздевалку зашла девочка-мулатка, на вид ровесница моей дочери. Темнокожая красивая девочка с ходу запевает Джингл Беллз и совсем не обращает на нас внимания. Происходящее мне напоминает картинку из книги с текстом песни «Чунга-Чанга», поэтому я широко улыбаюсь.
На припеве девочка в разы прибавляет громкости, и мы с Люсей замираем. Натянув до колен штаны, моя дочь впадает в ступор и бросает это занятие. Она не отрывает взгляда от девочки-мулатки и даже открыла рот, обескураженная энергией и раскрепощённостью темнокожей принцессы. Потом она поворачивается ко мне и делает большие глаза, чтоб я поняла, до чего она поражена. Вскидывая пушистые брови, Люська даёт понять, что пребывает в неописуемом восторге, а потом движением глаз в сторону мулатки как бы говорит: «Поняла, как надо?! А ты - потише, потише…»
Что сказать? Мне почему-то кажется, что Люся скоро перестанет скромничать и тоже запоёт в голос на людях: в джакузи, на ресепшн, в раздевалке, и кончится моя репутация мамы «воспитанных" детей…:)
Фото: из интернета