В настоящее время мы живем в эпоху развитого постмодернизма. Разочарование в техническом прогрессе, в силе разума, растерянность из-за большого количества свобод и размытых норм морали привели к тому, что все больше людей пытаются вернуться к идеалам прошлого, в том числе и к патриархальному образу жизни.
В искусстве постмодернизм проявляется в использовании наиболее ярких символов из разных культур и разных эпох в одном произведении (например, Красная шапочка может запросто ходить под ручку с графом Дракулой и беседовать о пути Дао). Это вызвано тем, что у современного человека, вследствие обилия получаемой информации образуется в голове некий коктейль - зачастую абсолютно неперевариваемый. Это и пытается передать постмодернистическое искусство, где достижения прошлого переосмысляются и находят свое отражение в настоящем времени.
Разочарование в техническом прогрессе побудило людей и к возрождению религий, и к увлечению эзотерикой. Научный материализм привел к тому, что человек почувствовал себя растерянным, беззащитным и одиноким, так как у него, во-первых, отобрали божественное начало в своей сути, а во-вторых, он лишился идеального покровителя, который всегда придет ему на помощь, а также по-доброму следит за ним и корректирует жизненный путь в лучшую сторону. Взамен человек получил свободу распоряжаться жизнью по своему усмотрению (без оглядки на грех, ад и пр.). Но, как оказалось, людям комфортнее чувствовать себя в рамках религиозных норм и догм, чем оказаться беспомощным и одиноким биологическим существом.
Также психологами замечено, что человек легче возвращается к паттернам поведения, наследуемых им из глубокого прошлого, чем к более-менее современным. Особенно это выражено в моменты кризисов. Так, религиозные формы мышления уходят корнями гораздо глубже, чем материализм. Потому генетическая память, переданная нами через поколения, реализуется в принятии более древних моделей поведения (известна шутка о том, что во время авиакатастрофы даже самые отпетые атеисты начинают молиться).
Похожая проблема стоит и перед современными женщинами. На протяжении двух веков феминистки боролись за права женщин. Это и право овладевать профессиями, и право выступать субъектом в политической жизни, и право самой выбирать себе сексуального партнера и регулировать свою сексуальную жизнь, и право самостоятельно контролировать процесс деторождения. Но к чему это привело? Женщины по-прежнему чувствуют себя несчастными. Они начинают задумываться, нужна ли им эта работа, если на ней так устаешь и должна постоянно выслушивать выговоры начальства, нужно ли им право голосовать, если в правительство все равно пройдут одни идиоты, а главное, нужно ли им равноправие в отношениях с мужчинами, если те отныне рассматривают их исключительно как равноправного партнера и не собираются их обеспечивать.
Тут в силу и вступают более древние паттерны поведения, о которых было сказано выше. А именно, взор женщин обращается в эпоху патриархата, когда якобы жить было легче, проще и радостнее, так как не надо было взваливать на себя тяжкой ношу активной социальной жизни, не нужно было брать на себя ответственность, так как все это было прерогативой исключительно мужчин.
Давно подмечено, что прошлое всегда представляется людям лучше, чем настоящее. А в эпоху постмодерна, в период разочарования в достижениях науки и техники, тяга к прошлому особенно усилилась. И чем древнее это прошлое, тем мудрее и добрее оно людям кажется. К примеру, расцвет на Западе и в странах СНГ неоязычества сами неоязычники объясняют тем, что языческие верования гуманистичнее и добрее, чем авраамистические религии (а на такие жестокие вещи, как, например, человеческие жертвоприношения, неоязычники предпочитают закрывать глаза. Впрочем, современные неоязычники отказались от этого варварского способа почитания Богов, так как в тюрьму никто не хочет).
Во многом благодаря древности особую популярность среди женщин стран СНГ приобрели ведические учения, глубоко патриархальные по своей природе. Веды в современной интерпретации пропагандируют модель семьи, где женщина исполняет роль послушной ласковой жены, хорошей кулинарки и мастерицы в сексе, а мужчина - роль сильного и могущественного отца, чуть ли не Бога, так как мужчина по ведам должен быть всегда готов защитить жену и совместных детей, сделать так, чтобы жена ни в чем не нуждалась, брать на себя полную ответственность за все происходящее в жизни, должен всегда быть готов к сексу и быть снисходительным к женским слабостям. Согласно учению, только в такой модели отношений возможна полная гармония и бесконечное счастье. При этом веды совсем не заставляют женщину менять веру, предлагая синтез религий. Поэтому женщина вполне может жить по ведическим правилам, читать сутры, медитировать на изображение Лакшми и при этом ставить в церкви свечки святым, что, кстати, тоже является одним из проявлений постмодернистического мышления. Все больше людей пытаются взять лучшее из разнообразных религий, компонуя атрибутику, обрядовость и догматы на свое усмотрение.
Для большого количества бизнесменов эта тенденция не осталась незамеченной. Потому в последнее время появляется все больше тренингов, вебинаров, книг на тему так называемой ведической женственности. Самые известные тренера - Олег Торсунов, Руслан Нарушевич, Ольга Валяева и др.
Существует многочисленная критика ведической женственности со стороны эмансипированно настроенных женщин и мужчин (и это особенно важно, но о мужчинах речь зайдет чуть позже). Но при этом мало кто из критиканов готов признать, что тренинги по ведической женственности - это не насильное внедрение в доверчивые женские головы, это следствие, и следствие вполне предсказуемое. Тренера говорят женщинам то, что они давно уже хотят услышать.
Неудивительно, что особую популярность идеи о возвращению к патриархальной модели отношений приобрели в странах СНГ, а на Западе выражено гораздо меньше. В наших странах, где нестабильная экономика, вечный кризис и безрадостные перспективы, женщины особенно сильно хотят прижаться к крепкому мужскому плечу, отдать ему бразды правления и заниматься по жизни только тем, что нравится, не заботясь о материальной выгоде. Ради этого женщины даже готовы посвятить себя домашнему хозяйству, воспитанию детей и выучить тысячу новых поз в сексе, при этом, например, рисуя картины и сочиняя стихи, так как творческая самореализация в ведах приветствуется (если только это не профессионально). Незамужним тренера-ведисты обещают, что будучи абсолютно женственными, те привлекут в свою жизнь по-настоящему мужественного мужчину, эдакого богатого альфа-самца. Неустроенные, разочарованные в жизни женщины этому верят.
Так, как в странах СНГ слабая социальная защита государства, низкие зарплаты, женщины часто приходят к выводу, что лучший путь - выйти замуж за богатого мужчину. Это значительно легче, чем самой пробивать себе дорогу. Да и сильна генетическая память о том, что карьера - дело неженское, так как страны СНГ очень долгое время были патриархальными, а во многом и сейчас таковыми остаются. Поэтому нижеприведенные лозунги тренеров, продающие тренинги по теме женственности, звучат как бальзам на душу:
"Женщина - это покой, тогда как мужчина - это активное начало";
"Женщина - совершенное существо, поэтому ее следует любить просто за то, что она есть";
"Открыв в себе истинную женственность, вы станете гармоничной и счастливой личностью".
Есть еще одна серьезная уловка, на которую ведутся многие женщины, а именно - обучение манипуляциям. "Издревна было заведено, что мужчина - голова, а женщина - шея, а значит, женщина может крутить мужчиной, как хочет". Возможность манипулирования мужчиной служит компенсацией положению женщины в семье как объекта. То есть, манипулируя, она становится субъектом, коварно прикинувшимся объектом.
Женщины устали от тяжелой жизни и бессознательно стремятся вернуться в то время, когда все было просто и за тебя все решали, а именно - в детство. (И снова - стремление к прошлому!) Потому многие женщины хотят видеть в муже заботливого отца. Именно в детстве мы нисколько не думаем о деньгах и о том, откуда они берутся, в детстве мы занимаемся тем, что нам нравится, не думая о выгоде, а папа всегда придет, если что-то не так, и защитит.
Ради этого женщины готовы стать услужливыми, во всем соглашаться с мужем, носить длинные юбки и каждый день готовить изысканную полезную еду, а по вечерам с непременной улыбкой ждать своего мужчину домой после работы.
Есть один серьезный нюанс, который сознательно опускается тренерами "женственности", а именно то, что типично женственное пассивное поведение, являющееся нормой в патриархальной семье, не является свойственным женщине от природы. Напротив, тренера утверждают, что это - единственный приемлемый паттерн поведения, и именно в нем женщина будет чувствовать себя счастливой и состоявшейся. Но это не так. Психология и даже физиология женщины формируется в условиях требований общества и воспитания. Известно, что во времена матриархата мужчины приобретали округлую пухлую фигуру, становились слабее физически и менее инициативными, тогда как женщины были заметно крепче, выносливее и обладали ярко-выраженным доминантным поведением. Также известны исторические случаи, когда под влиянием сложных условий жизни, женщины брали на себя мужские роли - например, воевали наряду с мужчинами, и справлялись с этим - как это было, например, у древних скандинавов. Это нашло отражение и в их мифологии: одна из главнейших Богинь пантеона, Фрейя, является женщиной-воином. Еще более известны образы валькирий - непокорных дев-воительниц.
Девочек и мальчиков с детства воспитывают по-разному (исключая более редкие случаи, когда родители, например, желающие мальчика, получают девочку и воспитывают ее по-мальчуковому). Девочек заставляют быть более послушными, учат носить юбки, а позже - туфли на "шпильках", больше потакают их капризам. Мальчиков же с детства заставляют быть сильными, волевыми, запрещают проявлять негативные эмоции, - "не плачь, ты же мужик"! - и учат, что о девочках нужно заботиться, так как они слабый пол.
Из всего этого можно сделать вывод, что типично женское или типично мужское поведение - не следствие различной физической природы, а усвоенные модели поведения. Это особенно хорошо заметно в однополых отношениях. Геи-пассивы без проблем приобретают так называемую женскую модель поведения, а активные лесбиянки - мужскую, при том, что их физиология этому не способствует.Значит, можно говорить об одном из доступных, но никак не о единственном природном паттерне поведения.
Но все бы ничего, если бы не одно серьезное обстоятельство, портящее всю радость жизни женщин, решивших идти по пути пассивной женственности. А именно - их мужчины. Уже представляется бесспорным, что самая категоричная критика ведической или любой иной пассивной женственности исходит именно от мужчин. Потому как, в отличие от женщин, те отнюдь не стремятся к возвращению патриархата. Напротив, мужчины всё больше хотят чувствовать себя свободными, заниматься тем, что им нравится, они тяготеют к свободным профессиями или вообще становятся дауншифтерами. Мужчина не хочет видеть рядом с собой женщину-ребенка, а нуждается в равноправном партнере, который всегда будет готов протянуть ему руку помощи и постоять за него. Современный мужчина более высоко оценит от женщины финансовую помощь, нежели демонстрацию экзотического способа минета. Данный пример приведен не просто так - роль секса как движущей силы в отношениях и как метода привязать к себе мужчину слишком преувеличен.
Практикующие психологи и психотерапевты уже давно выявили, что темой секса женщины озабочены куда больше, чем мужчины. И все эти байки про то, что мужчина всегда хочет, у него "одно на уме" вызваны, на самом деле, желаниями женщин, чтобы оно так и было. А все потому, что потенция у мужчин всегда было и будет слабым звеном. Мужчины "могут" намного реже, чем хотят и "могут" женщины. Особенно остро этот вопрос стоит в зрелом возрасте. Известно, что редкие мужчины могут сохранить потенцию после сорока пяти лет, тогда как этот возраст часто является у женщины пиком сексуального желания за всю жизнь.
Поэтому женщины охотно соглашаются с советами тренеров изучать сексуальные техники, вумбилдинг, надеясь, что так они сохранят и не дадут угаснуть сексуальное влечение партнера, а кроме того, смогут при помощи секса манипулировать им.
При этом мужчины, чаще всего, не такие дураки, как принято говорить на тренингах. Большинство быстро распознают женские манипуляции и активно сопротивляются им. Дело может дойти даже до разрыва отношений. Мужчины все больше стремятся к субъектно-субъектным отношениям, не желая быть ни объектом при субъекте, ни наоборот.
Также мужчины не хотят возвращения к патриархату по той причине, что все преимущества патриархального уклада они могут получить вне семьи. Например, мужчина способен получить услужливость и покорную улыбку, зайдя в ресторан или банк, а власть и ответственность ему может давать работа. Для хорошего секса уж тем более не обязательно жениться на несамостоятельной женщине-ребенке, а качественную еду можно заказать в ресторане.
Вот и возникает жесткий конфликт. Мужчины вступают в брак, чтобы получить самодостаточного ответственного партнера, а женщины - чтобы муж решил все их проблемы, и можно было беззаботно жить. В результате никто не хочет брать на себя полную ответственность, и это вызывает постоянные разногласия.
Потому учение о ведической мудрости не дает в реальной жизни положительных результатов, так как к патриархату стремятся только женщины, но никак не мужчины. А то, что о пользе патриархата говорят такие мужчины-гуру как Торсунов и Нарушевич, связано только с тем, что это - их вид заработка.
В эпоху развитого постмодернизма женщине тяжело принять свою идентичность и воспринимать себя вне дискурса - будь то патриархальный либо феминистический - так как она постоянно подвергается плотному прессингу разношерстной информации. Во всем этом хаосе важно не забывать, что женщина - это индивид, возможности которого от природы не ограничены ни тем, ни иным дискурсом. В конце-то концов, даже самой женственности не существует - существует лишь названная женской модель поведения. Поэтому, станет ли женщина карьеристкой или будет при муже, не так важно, ведь ни один из названных вариантов не хуже и не лучше другого. Значительно важнее то, как в течение жизни женщина раскроет свою индивидуальность - ту самую, которая лежит за гранью проблемы женственности и отношений с мужчинами.
Автор статьи: Лала Казанжи