Неделю назад из-за осложнений от пневмонии в Калифорнии умерла Дебби Фридман. Она была известна как композитор и испольнительница еврейской музыки в стиле американского фолка. За сорок лет она выпустила около двадцати альбомов, давала концерты в небольших общинах (не только еврейских) и в переполненных концертных залах как нью-йоркский Эвери-Фишер Холл и преподавала музыку. Многие из ее текстов вошли в канон литургической музыки либеральных течений иудаизма и исполняются в некоторых христианских общинах. Но своими песнями она добилась гораздо большего, чем просто признания в религиозных организациях. Одновременно она была символом, примером, а главное источником изменения мира в сторону полового равенства.
Ее карьера началась в 70ые, когда вопросы гражданского равенства чернокожего населения США отошли на второй план, а общественное обсуждение вернулось к вопросу женского равноправия. Она не получила формального или даже неформального систематизированного музыкального образования. Она сама себя научила играть на гитаре, но так никогда и не доучила названия всех аккордов. Но она слушала таких исполнителей как
Джоан Баэз и фолк-группы
Peter, Paul and Mary. Дебби Фридман понесла их дух в область, имевшую важность для нее - иудаизм.
Иудаизм, как и другие авраамические религии на тот момент, не особенно приветствовали женщин в позициях лидеров движения в целом. Даже реформисткий иудаизм, наиболее либеральное из иудейских движений, к которому принадлежала Дебби, на тот момент не разрешал раввинов-женщин. Тут и там, женщины занимали роли первенства, но это были лишь роли в женских религиозных организациях, завязанных на благотворительности - "типично женские занятия" в религиозном мире на тот исторический момент. Дебби же в своих песнях придала равенству вид свершившегося факта.
Приведу два примера для ясности. Ее песня "Лехи-лах" явно обращена к женщинам, хоть оригинал, вдохновивший ее говорил "лех-леха", что означает "пойди", обращенное к мужчине. (Бытие 12:1-2, где божественный приказ обращен к Авраму пойти куда укажет Бог.
Текст и транскрипция песни на английском,
аудиозапись.) Еще одним примером является моя любимая из ее песен - "Miriam's Song" (Песнь Мирьям;
аудиозапись), в которой поется о библейской героине, женской фигуре в еврейской истории - Мирьям, согласно Библии сестре пророка Моисея, подчеркивая ее вяжность - и одновременно важность женщин, которая как и персонаж Мирьям зачастую оставались и остаются на обочине истории и обсуждения, но тем не менее могут служить примерами женского вклада.
Однако реформистский иудаизм не сразу воспринял ее творчество и "политическую" сторону посыла. Для этого потребовалось некоторое время. Но популярность ее песен среди молодежи, а постепенно и среди более старших поколений, сделали свое дело, и многие из ее менее исполняемых произведений воспринимаются как исконно традиционные. Она сочиняла не только литургические песни. Многие из ее песен (как приведенная выше "Песнь Мирьям") были обращены больше к детям, чем ко взрослым. В 2007 году она заняла должность профессора при колледже по подготовке реформистских раввинов и канторов (поющих молитвы во время службы) в Нью-Йорке.
Глава реформистского движения раввин Эрик Йоффе назвал ее "необычайным сокровищем" движения. Он добавил, что она повлияла на детей и систему летних лагерей и через них на всю систему реформистских синагог. "Происходящее в синагогах реформистского иудаизма сегодня ... большей частью существуют благодаря знанию, уму и влиянию Дебби Фридман."
Последние двадцать лет она страдала от дискинезии. Тем не менее, она продолжала заниматься тем, что любила: писала песни, давала концерты, преподавала. Дебби Фридман ушла из жизни в госпитале в Калифорнии, куда была доставлена за пару дней до этого. Службу поминовения через интернет смотрели более семи тысяч людей.