К палитре феминизма: Женщины Стены

Aug 25, 2012 08:40

Originally posted by aconite26 at К палитре феминизма: Женщины Стены

Из Википедии на иврите
Женщины Стены - это организация еврейских женщин, относящихся к разным религиозным течениям в иудаизме, которые борются за право молиться у Стены Плача, включая основные молитвенные ритуалы: чтение вслух из свитка Торы, оборачивание в талес, надевание кипы и наматывание тфиллин. Все эти действия не могут выполняться женщинами публично, поскольку это противоречит ортодоксальной Галахе, оставляющей право на них исключительно за мужчинами. На сайте организации заявлены ее цели: "Перемены, просвещение и эмпауэрмент - изменить существующий статус кво, который не позволяет женщинам свободно молиться у Стены Плача; просвещать еврейских женщин и общество в целом по вопросам их гражданских политических, религиозных и общественных правах, связанных с правом женщин на коллективную молитву; поддерживать еврейских женщин в принятии на себя ответственности за свою религиозную жизнь и право на молитву."
Деятельность и судебные разбирательства
Деятельность группы началась в 1988 году, а в июне 1998-го группа зарегистрировалась как нон-профитная организация "Женщины Стены". После этого в Соединенных Штатах была создана группа поддержки под названием "Международный комитет в поддержку Женщин Стены".

В новомесячие Тевета 5749 года (9 декабря 1988), группа около 100 женщин попыталась молиться в женском секторе у Стены Плача, обернувшись в талесы и читая вслух из Торы. Сопротивление других присутствующих этой молитве привело к беспорядкам и вмешательству полиции.

Следующий этап описан в постановлении Верховного суда: "Перед началом месяца Адар (в феврале 1989) женщины, наученные опытом, сообщили полиции заранее о своем намерении помолиться у Стены Плача по своему обычаю. Но это не помогло. Во время молитвы другие молящиеся женщины, при поддержке мужчин, начали мешать этой группе женщин: выкрикивать ругательства и оскорбления, выхватывать у них из рук молитвенники, бросать в них разными предметами и бить" (из постановления Верховного суда 4128/00, Глава канцелярии премьер-министра и др. против Анат Хофман и др., 6 апреля 2003). Перед Постом Эстер в том же году, женщины встретились с "раввином Стены" (отвечающим за соблюдением религиозных правил в святых местах, в т.ч. за недопущение неподобающе одетых посетителей и осквернения субботы) р. Меиром Иегудой Гецем, и пришли с ним к соглашению о молитве у Стены Плача без талесов и без свитков Торы, за что раввин гарантировал им безопасность. Рав Гец не смог сдержать свое обещание, и инцидент молитвы в Пост Эстер оказался особенно тяжелым: полиции пришлось разгонять агрессивных нарушителей гранатами слезоточивого газа.

После этого Женщины Стены обратились в Верховный суд. Его председатель Меир Шамгар отметил в решении:

"На мой взгляд, нужно продолжать искать реальные пути для того, чтобы каждый человек, желающий обратиться к своему Создателю с молитвой, мог бы это сделать так, как он считает нужным, если это не создает существенных помех для молитвы других. Юридически, исходным пунктом для нас является существующее положение вещей. Но нельзя закрывать двери для возможности соблюсти право каждого, кто чистосердечно хочет вознести свою молитву своим способом."

В духе этого постановления, в 1994 году была создана комиссия, чтобы "предложить решение, которое даст свободный доступ к Стене и свободу молитвы на площади перед Стеной, при этом максимально сократив оскорбление чувств других молящихся в этом месте." Через два года, в апреле 1996-го, комиссия подала отчет, в котором постановила: "в плане достижения требуемого баланса  между свободой доступа и минимизацией оскорбления религиозных чувств, комиссия не находит, что на данный момент на площади перед Стеной Плача есть возможность проводить молитву, отличную от традиционной и принятой в этом месте". Через год министерская комиссия по делам Иерусалима решила принять эти рекомендации и "проверить возможность выделить альтернативное место для молитвы". Еще одна комиссия, созданная правительством, во главе с министром финансов Яаковом Нееманом, порекомендовала Женщинам Стены молиться на Арке Робинсона, прилежащей к Стене Плача.

В 2000-м году Верховный суд постановил разрешить женщинам молиться у самой Стены Плача, подверг критике деятельность комиссий и потребовал от правительства "создать соответствующие правила и условия, в рамках которых просительницы смогут осуществить свое право молиться по своему обычаю на площади перед Стеной Плача."

Группа ортодоксальных членов Кнессета подала в 2001-м году законопроект "О защите святых мест", прицельно направленный против Женщин Стены и постановления суда:  было предложено разделить площадь перегородкой на мужскую и женскую половины (как в синагоге), и запретить "исполнять религиозные ритуалы на женской половине, включая вынос свитков Торы и чтение из них, трубление в шофар, надевание талеса и тфиллин". Законопроект не был принят.

Государство потребовало дополнительных слушаний в суде, на которых предложило, в соответствии с рекомендацией комиссии Неемана, чтобы женщины молились по своему обычаю на Арке Робинсона, утверждая, что "молитва в этом месте будет выполнять оба условия, поставленных Председателем Шамгаром: доступ к Стене Плача и минимизация ущерба для чувств молящихся. Свобода доступа к Стене сохранится (так же как и свобода культа), поскольку Арка Робинсона является отрезком Стены, и проведение молитвы на ней предотвратит трения и ущерб чувствам молящихся у Стены, которые молятся способом, принятым с незапамятных времен". Судья Мишаэль Хешин заметил на это: "Мы все знаем, что Арка Робинсона тоже является остатком западной стены Храмовой горы, как и Стена Плача. Но никто не может отрицать, что в коллективном и индивидуальном сознании сынов еврейского народа эта часть стены не обладает такой же святостью и уникальностью, как та часть, которая называется Стеной Плача".

Судья Хешин отметил необходимость уравновесить между собой два права: "Право Женщин Стены - молиться у Стены Плача по-своему. Так было решено в первом постановлении. Это было повторено во втором постановлении, и справедливость не позволяет мне это изменить. При этом право просительниц молиться по-своему не является, как и любое юридическое право, неограниченным. Оно должно быть взвешено против других прав, которые тоже нужно защищать. Действительно, мы должны сделать все возможное, чтобы свести к минимуму ущерб для чувств других молящихся, а также предотвратить возможные серьезные инциденты между двумя сторонами." Как разрешение проблемы, он постановил: "Чтобы попытаться удовлетворить и тех, и других, я считаю, что на данный момент Женщинам Стены следует молиться по своему обычаю на Арке Робинсона, с условием, что это место будет подготовлено должным образом для нахождения в нем людей."

Это постановление было принято большинством голосов.

Каждое новомесячие группа проводит молитву, которая начинается с общего сбора на площади перед Стеной, и оттуда переходит на Арку Робинсона. В феврале 2009 они провели молитву на новомесячие в честь двадцатилетия своей деятельности. В ноябре 2009 была задержана полицией Нофрат Френкель, член группы, за то, что держала в руках свиток Торы на верхней, более удаленной от стены части площади. Десятки женщин, пришедших на молитву, собрались перед отделением полиции, в котором она находилась, и протестовали против ее ареста. Вследствие еще нескольких случаев появления на площади со свитками в руках, несколько раз была задержана Анат Хофман, председательница организации, и даже получила запрет приближаться к Стене на некоторое время.

Полемика вокруг деятельности организации.

В ортодоксальной общине существует сильное сопротивление деятельности группы. Сопротивление выражается в случаях насилия против группы, включая бросание в них предметов. Ортодоксальные деятели не раз выражали негодование по поводу Женщин Стены. Рав Овадия Йосеф прокомментировал действия группы так: "Есть дуры, которые приходят к Стене Плача, надевают талес и молятся. Это сумасшедшие. Хотят равенства, не хотят [прославлять] имени небесного, нужно изгнать их из своей среды и опасаться." Рав Стены Плача и святых мест, Шмуэль Рабинович, в интервью Ynet после ареста председательницы движения, описал деятельность группы как "фанатичную политическую борьбу экстремистской группы, за которой стоят силы, заинтересованные превратить площадь перед Стеной Плача в спорную территорию". Напротив, Изхар Хесс, председатель Движения традиционалистов в Израиле, писал о сопротивлении Женщин Стены и о полном преобладании ортодоксальных практик у Стены: "Нужно вернуть Стену Плача всему Израилю. Нужно освободить Стену во  второй раз".

Уже не из Википедии: буквально две недели назад (в начале августа 2012) Анат Хофман с подругами из группы сфотографировались в позе "десантников - освободителей Стены" со знаменитой фотографии, ставшей символом Шестидневной войны. Для этого  разыскали восьмидесятишестилетнего фотографа Давида Робингера, который сделал исходную фотографию 45 лет назад. (Об этом я узнала исключительно благодаря многоуважаемому френду iris_sibirica, а если бы не он, так бы и не узнала про них никогда :)



Источник: http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4266241,00.html

религиозный феминизм, феминизм в Израиле

Previous post Next post
Up