(no subject)

Jan 24, 2015 12:22

Вчера в этом сообществе был пост, где разбирался "Архипелаг Гулаг" Солженицына. А я теперь хочу привести отрывок из книги Януша Корчака. Тот самый великий педагог, который так любил детей, что пошел вместе с ними в газовую камеру. Одно из самых выдающихся его произведений - это повесть "Когда я снова стану маленьким". Повесть написана "глазами" маленького мальчика и она призвана напомнить взрослым о том, что дети - это просто маленькие люди и у них есть собственные стремления и чувства, которые взрослым очень легко ущемить. В ней раскрывается внутренний мир мальчика и то, как он проникает во внутренний мир других. Вот например, так:

Для отдыха иногда и поспорить хорошо.
Ребята соберутся в кучку, совещаются. Когда спокойно, а когда и поссорятся.
Если кто ударился или штаны порвал, всю вину сваливают на нарушившего уговор.
- Все из-за тебя!
Тот хоть и защищается, но чувствует свою вину. Неприятно сознаваться, и мы его не принуждаем, разве только если уж слишком много себе позволяет.

Из этого отрывка следует, что мальчики с легкостью определяют чувства другого мальчика и стараются их зря не ранить.
Читаем дальше:

Дома ужин еще не готов, и я стал играть с Иренкой.
Ведь у меня есть маленькая сестренка. Да, и мать, и отец, и маленькая Иренка.
Мы играем так: я закрываю глаза, затыкаю уши и отворачиваюсь к стенке. Она прячет куклу, а я ищу. А когда найду, то как будто бы не хочу отдавать - держу ее высоко над головой. А Иренка тянет меня за руку л хнычет:
- Отдай куклу, отдай, отдай!
Иренка должна сказать: «Отдай куклу!» - пятнадцать - двадцать раз: это выкуп. Если сразу нашел, то меньше, если долго искал, то больше.
Однажды она спрятала куклу под подушку: я сразу нашел. И Иренка прокричала десять раз:
- Отдай куклу!
В другой раз спрятала в карман пальто. Третий раз - в шкаф. Четвертый - под кровать. А когда спрятала в кастрюльку, я искал долго-долго и ей пришлось тридцать раз прокричать:
- Отдай куклу!
И все начинается сначала. И это не просто глупая детская игра. Раскрыть тайну, найти укрытое, показать, что невозможно спрятать так, чтобы нельзя было найти. Чем труднее добиться победы, тем она прекрасней. Что для взрослых поиски правды, открытия, изобретения, то для нас кукла в кастрюльке или под подушкой. Роль природы здесь играет Иренка, которая прячет куклу, а роль человечества, с великим трудом открывающего тайны,- я, маленький мальчик. Тогда я догнал зайца благодаря быстроте бега и ловкости, теперь нахожу куклу благодаря догадливости, вниманию, упорству.
[...]
Когда я играл с Иренкой, кукла была не куклой. Не в кармане пальто она лежала, не под подушкой, а в лесной чаще, в подземелье, в болотных топях, на дне моря...
Я не говорил об этом Иренке, потому что Иренка маленькая, все равно бы не поняла. Это была уже моя собственная игра.
Я забыл добавить, что тогда как раз вошла мама. Мама говорит:
- Отдай ей куклу! Зачем ты ее дразнишь?
- Мы так играем,- отвечаю я.
- Ты, может быть, и играешь, а она злится: на лестнице слышно, как она кричит.

Здесь мальчик распознает чувства сестры? Нет. Их распознает мать. Она прекрасно понимает, что девочка злится из-за того, что брат забирает у нее куклу, она злится потому, что всесильный брат не позволяет ей "защитить" эту куклу, спрятав ее. Но Иренке отводится только роль "природы", которую можно покорить и победить. Мальчик понимает, что Иренке "приходится" кричать "отдай куклу", но его это не особенно заботит. А мать волнует только то, что Иренка создает слишком много шума - она так громко кричит, что даже на лестнице слышно.

Помнится, в эксперименте на обезъянах было обнаружено, что самки следят за перемещениями всех членов племени, а самцы - только за перемещениями самцов. самки для них отсутствуют в принципе. Похоже, феномен такого слепого пятна, когда у особи мужского пола подобным образом урезано восприятие , существует не только у обезьян и имеет намного более глубокие корни, чем нам казалось.
Previous post Next post
Up