Трейсина Джексон-Адамс
Семь пар Железных башмаков
Пер. С. Степанова
Первую пару я износила,
вымаливая твое прощенье. Виноватая,
я искала, искала тебя, без сна, без еды, принимая как должное
тяготы, голод и холод.
Я тебя подвела. Так мне и надо.
Всю вторую пару я тебя ненавидела.
Шла за тобой, просто позабыв остановиться.
В третьей паре я много где побывала,
узнавая по запаху ветра погоду
на завтра. Больше змей не боялась,
чтобы не раздавить никого,
осторожно ступала. В четвертой
шла молча, не думая больше в которой.
Дальше шла к чуду одна
через года, словно волк
в высокой траве. Счет забыла тому,
как давно я слыхала рассказ о стране
от солнца к востоку и к западу от луны:
«Там я еще не прошла».
Вот лицом к лицу наконец мы стоим,
старше оба, и оба иные.
Я гляжу на тебя с расстоянья
семи пар железных башмаков,
радуясь, что не нашла тебя раньше,
ибо, как известно, железо развеивает чары
я на наш счет не имею иллюзий.
Взгляд мой ясен теперь,
и есть выбор,
чего не было прежде:
протянуть тебе руку или поцеловать
на прощанье - и прочь.
справка: Трейсина Джексон-Адамс является автором множества рассказов и поэтических произведений, публиковавшихся в «Strange Horizons», «Weird Tales», «Speculon», «Icarus Ascending», «The Magazine of Speculative Poetry», «The Modern Art Cave» и других журналах.
от себя: И хотя стихотворение повествует о личных отношениях, я переношу его на отношения между женщиной и мужчиной вообще. Вот она - женщина, которая идет за мужчиной, хочет отыскать принца и через него - найти любовь, счастье, наслаждение жизнью и все радости земные, через него она видит свою жизнь и свою судьбу, и без него свет ей не мил. И виновата она перед ним, что нет его рядом с ней, что унесло его куда-то (злыми чарами) и поэтому принимает лишения как наказание за эту вину, наказывает сама себя, и вообще без него она должна страдать и делает это (как в жизни - женщина всегда виновата и поэтому должна страдать). Потом она немного трезвеет и начинает ненавидеть его, потому что вся ее жизнь оказалась в нем и так страдала из-за него. И вот она идет дальше, она начинает постепенно обретать саму себя, хотя и идет все еще за ним по инерции, но уже что-то внутри нее происходит, она учится быть сама и быть для себя, соотноситься с собой, и вот она уже идет одна к чуду, которое, кажется, больше не связано с обретением мужчины, а кажется, связано с обретением чего-то гораздо большего. И вот она встречает его, она стала другая, он стал другим для нее, нет больше чар, она видит ясно и теперь у нее есть ее собственный выбор, которого не было раньше, когда она жила иллюзиями. Теперь она есть сама для себя и может уйти прочь, если сочтен нужным - очень феминистично, имхо. Хотя не читала ее других произведений, это понравилось.