не секрет что женщинам в россии приходится иметь дело с крайне репрессивными нормами саморепрезентации (напр. "как женщине надлежит выглядеть" и др.) Понятно что репрессивные практики угнетения женщин воспроизводятся и будут воспроизводиться, если не признавать такое отношение ошибочным и систематически работать над ошибками.
я обнаружила что даже среди людей, понимающих необходимость преодолевать стереотипы и репрессивные практики, нет идей относительно "как". Понятно также что просвещение в этом отношении необходимо начинать в самом раннем возрасте, но не известно ни каких "упражнений" чтобы тренировать толерантность и способность противостоять репрессивным практикам .
предлагаю для обсуждения текст, где одна молодая учитальница начальных классов описала свой опыт создания в классе атмосферы принятия. А какие аргументы или истории\сказки вы используете со своими ученикам\детьми обсуждая "инаковость", "девочковость", "мальчиковость"?
источник (Англ.) Мелисса Боллоу Темпел
"Быть ни тем ни тем и ни другим - это нормально
Али вошла в классную комнату в натянутом на голову капюшоне. Я попросила ее снять капюшон, но она отказалась. Я решила что она просто вредничает и не стала обращать внимания. После завтрака ученики построились чтобы пройти в класс занятий искусством и я заметила что она все еще не сняла капюшон. Когда все вошли в класс я сказала: «Али, я не шучу, сейчас занятие по искусству. В школе правило такое - снимать шляпы и капюшоны.
Она подняла на меня глаза полные слез и я поняла что что-то не так. Другие ученики занимали свои места и мы с Али перешли в другое место, где ни кто нас не услышит. Я смягчила тон и спросила, может ли она рассказать мне в чем дело.
- мой хвостик, - заплакала она.
- можно я посмотрю? - попросила я.
Она кивнула и сняла свой капюшон. Волосы на голове Али растрепались во время сна, а утром у нее не хватило времени чтобы причесаться как следует, поэтому ей пришлось просто связать непричесанные волосы в торчащий вверх пучок и прятаться под капюшоном. Пучок был стянут высоко на затылке Али, точно так же как у большинства девочек в классе, но было заметно что для Али это было неудобным . С позволения Али я сняла резинку и переделала прическу так, чтоб собранные в пучок волосы свисали вниз.
- как теперь?
Она улыбнулась «хорошо!» - и выскльзнула убежав к друзьям в класс.
«Почему ты выглядишь как мальчишка?»
Аллисон биологически была девочкой, но чувствовала себя более комфортно в майках с длинными рукавами, свисающих джинсах и черных кроссовках. Ее родители принимали этот ее выбор и поддерживали. Мама заплетала ей волосы в косички тесно прилегающие к голове (cornrows), потому что так Алли считала себя похожей на Трея, сына Уилла Смита из «Карате-малыш». Она предпочитала чтоб ее называли Алли. В первый школьный день, дети, которые не были с Алли в одном классе говорили про нее «он».
Я не была уверена что Алли хочет чтобы в таких случаях я поправляла детей, поэтому я позвонила Алли домой и ее мама включила в их телефоне громкую связь.
«Алли, - сказал она, звонит Мисс Мелисса. Она хотела бы уточнить хочешь ли ты чтоб она поправляла учеников в классе, когда они называют тебя не девочкой, а мальчиком, или может ты предпочитаешь чтоб она ни чего не говорила?»
Алли смущалась говорить по телефону: «ну...
... скажи им что я девочка», прошептала она.
На следующий день, когда я поправила учеников и сказал им что Алли - девочка, они задали ей множество вопросов, к которым она не была готова: «почему ты похожа на мальчика?» «если ты девочка, почему ты всегда носишь мальчишескую одежду?» Некоторые даже сказали ей, что она не должна носить мальчишескую одежду, если она девочка. Мне становилось очевидно, что надо разобраться с гендерным вопросом вплотную, чтобы создать в классе атмосферу более комфортную для Алли и чтобы смягчить гендерные стереотипы, которые мои первоклассники уже впитали за свою короткую жизнь.
Гендерный тренинг начинается рано
Гендер не был предметом, который я бы взяла для обсуждения в начальных классах еще несколько лет назад. В самом деле, я помню как мы с коллегами насмехались узнав о молодом преподавателе начальной школы, который использовал программу учитывающую вопросы гендера. Мы сочли что ее уроки - пустая трата учебного времени и смеялись над ее «девочковыми» и «мальчиковыми» уроками.
Мои собственные соображения об обучающих программах учитывающих вопросы гендера поменялись когда я сама стала матерью. Покупка одежды для младенца - моей первой дочери - вызывала у меня отвращение. Практически все было розовым и невозможно было спутать «мальчиковые» отделы магазинов с «девочковыми». Я отказалась укладывать свою новорожденную девочку в упаковку, которую общество сконструировало для нее. «Что если ей не нравится розовое?» думала я. «Что если ей нравятся тигры и динозавры?»
По мере того как мои две дочки подрастали, с каждой из них я обсуждала гендерные стереотипы. Я позволяла и выбирать «мальчиковую» одежду, если им хотелось (и даже подбадривала их в этом, чтобы они больше могли практиковаться). В первую неделю в школе, учительница моей младшей дочери рассказала мне как она яростно заспорила с мальчиком, когда они играли в переодевания. «Она настаивала что мальчика могут носить платья если им так хочется», - рассказывала мне учительница. Я просияла от гордости.
К сожалению, только когда у меня в классе не оказался ребенок имеющий дело с гендерной вариативностью (определяемое как «поведение или гендерное самовыражение не соответствующее доминирующим мужским или женским гендерным нормам»), я осознала насколько важно обучать гендерным вопросам и разрушать гендерные стереотипы. Почему я ждала так долго? Мне давным давно следовало учесть намек учительницы моей дочери. Обдумывая подходы к теме, я поняла что уроки которые я составляла были несправедливостью по отношению к Алли. Она подтолкнула меня к озарению, но все остальные дети в моем классе должны былм научиться критически осмыслять гендерные стереотипы и гендерные несовпадения (non-conformity).
Мы начали с урока про мальчиков, потому что это тема попроще. Я знала что мои ученики считали что с этим им все ясно. Все расселись на ковре и я прочла «Кукла для Уильяма», историю о мальчике, который вопреки желанию отца больше всего на свете хотел куклу.
После чтения я прилепила на стену два больших листа бумаги, на одном написала «мальчики», а на другом «девочки». «Ученики», - сказала я, «назовите какие-нибудь игрушки для мальчиков». С готовностью ученики начали выкрикивать свои ответы «лего!», «гоночные машинки!», «скейтборды!», «велосипеды!» Список оказался довольно длинным. «Хорошо», сказала я, - теперь назовите какие-нибудь игрушки для девочек»: «пупсики!», «лак для ногтей!», «Барби!», «косметика!»
Когда оба списка были завершены, я зачитала их вслух всему классу и начала внимательное его изучение.
«Хм...», - сказала я, - «здесь у нас сказано, что Лего - для мальчиков. А могут девочки играть в Лего?»
«Да!» - без промедления ответило большинство из них.
«Интересно, а есть ли в классе кто-то из девочек, кому нравится играть с гоночными машинками?»
«Мне!» «И мне!» - выкрикнули некоторые из девочек. Мы продолжили с остальными пунктами в нашем списке «мальчики», делая пометку возле каждого одобренного для девочек.
Затем мы продолжили со списком «девочки». Начали с пупсиков. Поскольку мы только что прочли и обсудили «Куклу для Уильяма», то дети сочли нормальным то что мальчик играл с куклами. Я заметила: «это хорошая практика для тех мальчиков, которые хотят стать папами когда вырастут».
Но когда мы подошли к косметике и лаку для ногтей то дети уже не были так уверены. «Есть некоторые известные рокенролл-группы, - сказала я, - и мужчины в этих группах постоянно пользуются косметикой» Некоторые из детей ахнули.
Тогда Изабелла подняла руку: «иногда мой дядя красит ногти черным лаком». Какой-то момент ученики обдумывали этот факт.
«Мой двоюродный брат тоже красит ногти» - высказался еще кто-то из учеников. Вскоре уже многие из них были готовы описать примеры как люди выходили за рамки гендера. Наш школьный инженер, миссис Джоан, ездит на мотоцикле, а Джереми (мужчина) любит танцевать. Я видела что лед тронулся, гендерные стереотипы у них в умах начали размываться.
Поддерживая гердерную вариативность ежедневно
Я знала что расширение кругозора моих учеников относительно того что допустимо для мальчиков и для девочек очень важный шаг, но я была готова идти дальше ради того, чтобы дать Алли возможность почувствовать себя комфортно и быть уверенной в себе (proud of herself).
Например, мы учителя часто прибегаем к гендерному делению чтобы разделить учеников на группы или команды. Это кажется простым и очевидным. Многие из нас делают это когда ведем учеников в туалет. Как то в разговоре мама Алли рассказала мне что Алли не любит пользоваться общественными уборными потому что много раз Алли обвиняли в том что она зашла не в ту уборную. Когда она мне это рассказала, мне стало не по себе. Разделяя детей на две линии по принципу приписанного гендера я ненамеренно ставила в очень некомфортную по многим причинам ситуацию тех детей, чья гендерная самоидентификация не была столь однозначной.
Теперь когда я вела детей в туалет, я старалась их держать в одной линии, а затем предлагала им разделиться и войти в свои уборные. Алли обычно говорила что ей не надо в туалет. Несколько раз когда ей надо было, я предлагала ей воспользоваться туалетом за углом - одиночная туалетная комната, которая обычно была свободна. Когда дети выходили из уборной, они хотели выстроиться как большинство других классов - в две линии: мальчиков и девочек. Вместо этого я стала каждый день придумывать новые способы разделения. Например: «если вам нравятся леденцы - выстраивайтесь в эту линию, а если вам нравится мороженое - вот сюда». Им это очень понравилось и стало развлечением во время ожидания пока все вернутся из уборной. Вот еще несколько примеров:
Что бы вы выбрали?
Скейтборд\велосипед
Молоко\сок
Собак\кошек
Сказки\истории
Футбол\баскетбол
Пляж\бассейн
Также я стала внимательно относиться к использованию фраз «девочки и мальчики» обращаясь к ученикам. Вместо этого я пользовалась гендерно нейтральными «ученики», «дети» или «класс». Поначалу чем больше я хотела избегать обращения «девочки и мальчики», тем чаще ошибалась и произносила его. Я постаралась не осуждать себя за ошибки и в конечном итоге я привыкла обращаться к классу «ученики».
Где то в это же время мама одного ребенка рассказала мне что ее сына осыпали насмешками за картинку hello kitty на пластыре. Она также отметила что его сестру дразнили в школе за то что у нее была сумка для завтрака украшенная черепами. И я запланировала еще несколько уроков для борьбы с гендерными стереотипами.
«Быть не-такими - это нормально»
Чтобы углубить наше обсуждение гендера я выбрала еще одну книгу для чтения вслух. Прежде чем прочесть, я спросила учеников «скажите, а сколько их нас любят танцевать?» Большинство подняло руки.
«А скольким из нас говорили, что нельзя что-то делать потому что «это только для мальчиков» или «это только для девочек»?» Многие подняли руки.
Затем я прочла «Оливер Баттон - неженка». В рассказе Оливера третируют потому что он предпочитает танцы спорту. Ученики быстро сообразили, что это было несправедливо и симпатизировали Оливеру Баттону.
На следующий день мы читали «Быть не таким - это нормально» Тодда Парра («It’s OK to be Different by Todd Parr). Книги Парра популярны в начальных классах потому что в них есть хороший юмор, они просты и хорошо иллюстрированы. Мы читали:
Носить очки - это нормально.
Быть приезжим - это нормально.
Быть другого цвета - это нормально.
По мере чтения я спрашивала учеников: «кто раньше жил в другом месте?» ученики с гордостью поднимали руки. «Прекрасно» - отвечала я, - Моя мама тоже приезжала, она раньше жила в Гонконге».
Затем я перенаправила дискуссию в сторону гендера. Всем классом мы подумали и составили список того, что было «нормальным» даже если это в чем то противоречило общепринятым гендерным нормам. Моника уверенно сказала нам, что это нормально если девочка женится на девочке. Джордан сказал «мой папа носит сумку-кошелек через плечо и это нормально!» Тут я пояснила что мой отец и мой друг Вэйн оба называют свои такие сумки - кошелка. Дети были в восторге.
В завершении обсуждения я пояснила: «люди формируют множество всевозможных представлений о гендере. Иногда, по мере того как мы взрослеем, мы возможно и не захотим перенять то или другое представление - и это нормально, мы не обязаны их перенимать». Мне хотелось чтобы они начали понимать, что наши уроки не только поясняют что такое гендерные стереотипы - упаковки, в которые мы заключены, но и ставят под вопрос или полностью уничтожают эти стереотипы.
Впоследствии я предложила ученикам простое упражнение - ответ на вопрос. Я предложила им проиллюстрировать какую то одну из вещей, которые связывают обычно с девочками или с мальчиками. Моника нарисовала двух невест в красивых свадебных нарядах. Мигель нарисовал мужчину с сумочкой через плечо. Я поместила эти картинки в холле на доске объявлений под заголовком «быть не-такими - это нормально»
Хотя для Алли обстановка в классе улучшилась, ей по прежнему приходилось иметь дело со множеством трудностей. Под конец учебного года мама Алли рассказала мне душераздирающую историю. К недавнему дню рождения Алли ее бабушка подарила ей яркое облегающее платье, а потом и потребовала его вернуть ей, когда выяснилось что Алли оно не нравится. «Она хоть знает что она девочка?» - кричала она и объявила что больше ни когда не подарит ей одежду.
Это было очень печально узнать, я представила Алли в ее особый день, с предвкушением распаковывает подарки, обнаруживая лишь то что ей дарят вещи в которых ей не комфортно. Для меня как для матери это чувство крайнего разочарования было нестерпимо даже представить.
Это лишь начальная попытка эмпатически понять те сложности с какими гендеро-вариантным детям приходится иметь дело. Для кого-то может показаться неуместным обсуждать подобные темы в классе. Моя работа состоит не в том чтобы отвечать на вопрос «почему» или «как случилось что» Алли такая какая она есть (хотя исследование и поиск ответов на эти и другие вопросы для более полного понимания определенно является частью моего процесса). Моя работа состоит не в том, чтобы судить, но чтобы обучить, только я не смогу обучать если ученики в моем классе отвлечены или чувствуют себя не уютно. Моя работа также состоит в том, чтобы подготовить учеников к тому чтобы быть частью нашего общества, готовыми работать и играть с самыми разными типами людей. Я поняла, что изучение гендерных стереотипов является еще одним вопросом социальной справедливости, на которые необходимо обращать внимание, такие как расизм, права иммигрантов или защита окружающей среды.
Однажды утром я открыла свой имейл и прочла «Эндрю сказал что хочет Барби, и не важно что эта девчачья игрушка. Спасибо Мисс Мелисса."