"Ребенок не может сказать: "Папа сегодня угрюмый, потому что у него неприятности на работе", или - : "Мама сегодня в депрессии, но я здесь не причем". Образ мышления ребенка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением, характерным для так называемых первобытных культур, детей и людей, находящихся в состоянии регрессии. (с) Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"
Иногда мне кажется, что у нас пол страны пребывает в состоянии магического мышления, а то и больше. Находясь в ситуации абьюза, или любой другой травматической ситуации, любой человек оказывается в состоянии регрессии.
Человек, пострадавший от абьюза (или находящийся в нем), живет в состоянии сильнейшего стресса, что является травмирующей ситуацией, приводящей к регрессу личности, одним из факторов которого являются когнитивные искажения, а в частности активация магического мышления.
Магическое мышление - характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
"У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет". З. Фрейд. «Тотем и табу» (с) Википедия
Магическое мышление обозначает, что у человека в восприятии мира есть ментальная схема,
в которой есть глубинная убежденность, что он может оказывать влияние на события внешнего мира посредством своих мыслительных процессов или физических действий.
На сегодняшний день в социуме активно пропагандируются бабкина терапия мракобесием эзотерические идеи о способности управлять своей жизнью через мысли и ритуалы. Средневековье в действии. Безусловно, наши мысли влияют на наше здоровье, карьерные достижения, отношения и другие аспекты жизни, но тогда, и только тогда, когда мы имеем реальную возможность совершать действия, соответствующие нашим мыслям. Очень опасно для индивида особенно при российском менталитете Иванушки-дурачка, лежащего на печи с умными мыслями брать идеи, подобные идеям из фильмов "Секрет", "Кроличья нора" или из ведического мракобесия, как инструкцию по улучшению жизни. Так как подобная ересь без критического осмысления, без реальной способности и возможностей строить свою жизнь, есть не что иное, как магическое мышление, способное в лучшем случае закончится фрустрацией. Потому что в реальном мире далеко не все может произойти так, как мы хотим, какие бы ритуалы мы не совершали в своей голове, в церкви или у колдунов. Способность принимать жизнь во всех ее проявлениях, способность принимать свою судьбу является результатом развития интегрированной личности. Это не означает, что ВСЕ действия бессмысленны. По аналогии, если при гриппе больному давать слабительное вместо жаропонижающего, вероятность летального исхода вырастет в несколько раз. При этом никто не отменяет символизм Юнга и его гипотезу о синхронии пространства.
Одна из самых первоочередных задач женщины, пережившей (или переживающей) травму отношений, восстановить свое критичное мышление. Как бы глубоко женщина не была погружена в газлайтинг - это возможно. Самым первым шагом будет письменное фиксирование фактов, которые имели место в отношениях. Ни слов, ни ощущений, а поступков, как своих, так и абьюзера. Это первый вдох за пределами газового тумана.
Далее следует восстановить свое критичное мышление или развить его с точки детского сада. Для этого необходимо иметь хотя бы поверхностное представление о работе мышления.
"Мышление, или познание, - это умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации.[...]
Однако чаще всего мы формируем наши понятия путем создания прототипов - наиболее характерных примеров конкретной категории. Чем ближе что-то подходит под наш прототип понятия, тем с большей готовностью мы признаем это в качестве примера данного понятия.[...]
Главным препятствием при решении задач является ригидность - неспособность увидеть проблему под другим углом зрения. Поскольку мы неправильно представляем себе проблему, нам трудно перестроится и подойти к ней по-новому. Тенденция повторять решения, которые срабатывали в прошлом, - этот тип ригидности называется умственным шаблоном.[...]
Гибкое рациональное мышление становится даже более затруднительным во время стресса и напряжения.
[...] Во время личных кризисов мышление тоже зачастую становится "закостеневшим".[...]
Другой тип ригидности скрывается под странным, но подходящим названием - функциональная ригидность. Это склонность воспринимать функции объектов в зафиксированном и неизменном виде." (с) Майерс "Психология"
Все прототипы в голове жертвы насилия о добре и зле, о том, что он все осознает и починится, о том, что он же отец наших детей, о том, что она сможет изменить ситуацию абьюза на ситуацию любви и другие, включая ее представление о себе самой за все время, которое женщина была в абьюзе - закостеневшие и ригидные. Женщина обязана пересмотреть все эти прототипы под другими, разными углами зрения. Это будет вторым шагом, вторым вдохом за пределами газлайтинга. Так как в социуме активно пропагандируется не только магическое мышление, но и гендерное насилие. Чем быстрее будут подвергнуты критическому пересмотру все клише и стереотипы в уме женщины, тем быстрее пойдет процесс. Зоны для анализа: 1. самооценка 2. семейные отношения 3. гендер - принадлежность к полу 4. родительско-детские отношения. Потому что:
"Качество всех наших отношений с другими прямо зависит от того, как мы относимся к себе. Лучший способ усовершенствовать свои отношения с другими и с трансцендентным - максимально полностью осознать свое отношение к себе." (с) Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"
При этом поиск информации будет приводить женщину, как к полезным, так и к вредным источникам. (к хреноведам, например) И здесь полезность найденного имеет смысл определять исходя из двух критериев:
1. будет ли у меня возможность совершать полезные для меня действия в реальном мире, если я возьму найденную информацию в свою жизнь.
2. моя физиологическая (соматическая) реакция при чтении информации, при применении ее в своей жизни.
Женщинам после абьюза стоит принять тот факт, что никакой суперсильной, очень умной и всемогущей тетки нет и в помине:
"Травма - это опыт полной беспомощности. Она представляет собой своего рода нападение на нашу личностную организацию, что делает для человека невозможным переработку такого опыта привычным способом. Психическое равновесие нарушено, и Эго больше не функционирует привычным способом.. [...]
Травмы, которые продолжаются годами, такие, как сексуальное насилие в семье, могут уничтожить личность[...]
Например, утверждают, что психическая конституция взрослых позволяет им блокировать чувства и ограничить свое восприятие, чтобы защитится. Наличие защитных механизмов также препятствует слишком большой регрессии Эго, в то время, как при детских травмах регрессии, как правило, приобретают масштабы угрожающие жизни. [...]
Не выдерживает критики точка зрения, что структура личности, существующая до травмы, якобы имеет решающее значение для преодоления стресса. Холокост, например, разрушил все детские воспоминания, в том числе о безопасном детстве, которые должны были сохранить свое позитивное влияние. Всем интернализированым ценностям был причинен ущерб, и все объектные отношения изменились. Отсюда следует, что особенности личности до Холокоста никакого влияния на посттравматическую ситуацию не оказали." (с) Урсула Виртц "Убийство души"
Женщина, выходящая из абьюза обязана беречь себя, как новорожденного ребенка и восстанавливать себя так же заботливо и прилежно, как еле выжившего после тяжелейшей операции больного!
"- На что мне безумцы? - сказала Алиса.
- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своём уме - и ты, и я.
- Откуда вы знаете, что я не в своём уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своём, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась? " (с) "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл
Click to view
" Ты знаешь, кто ты? Ты знаешь, что с тобой произошло? Ты хочешь дальше так жить?" (с) Кристиня Янг "Анатомия страсти"