Источник:
http://simionow.narod.ru/MoS.html Одно из базовых предположений психотерапии - то, что пациент нуждается в помощи от беспокоящих его эмоциональных проблем. Психопат же не думает, что у него есть какие-либо психологические или эмоциональные проблемы, и не видит никакой причины изменить свое поведение в соответствии стандартам, с которыми он лично не согласен. Психопаты вполне довольны собой и своим внутренним состоянием. Они не видят ничего неправильного в своем образе мышления или действиях, и никогда не смотрят назад с сожалением или вперед с беспокойством. Они чувствуют себя как высшие существа во враждебном мире, в котором другие - конкуренты за власть и ресурсы. Они чувствуют, что оптимальное действие - управлять и обманывать других, чтобы получить то, что они хотят.
Большинство терапевтических программ просто предоставляют им новые оправдания их поведения, так же как и лучшее понимание уязвимости других. Через психотерапию они изучают новые и лучшие способы управлять. Чего они НЕ делают, так это изменять свои собственные представления и ориентиры.
Один психопат, изученный Хэйром и его командой исследователей, был в программе групповой терапии в тюрьме. Тюремный психиатр написал о нем в своем отчете: «Он хорошо прогрессирует…, Он, как кажется, уже больше заботится о других, и утратил в значительной степени свое преступное мышление».
Два года спустя, сотрудник Хэйра интервьюировал этого человека. Здесь надо заметить, что частью этого более точного исследования было условие, что ничто, сказанное испытуемыми Хэйру или его сотрудникам, не могло и не должно быть передано администрации тюрьмы; психиатры держали свое обещание, чтобы гарантировать откровенность рассказчика. Если психопаты знают, что они не понесут наказания за сказанное, то они любят прихвастнуть своим мастерством в обмане других. Человек, которого тюремный психиатр похвалил как продемонстрировавшего значительные улучшения, был описан сотрудницей Хэйра как «самый ужасающий правонарушитель, которого она когда-либо встречала, который открыто хвастался о том, как он обвел тюремный персонал вокруг пальца, заставив их поверить в свое исправление». «Ну и народ» - говорил он. «Кто разрешил им практиковать? Я не отдал бы им на психоанализ своего пса! Он бы врал им все время, точно так же, как я».
Психопаты совсем не «хрупкие» личности, как говорит Роберт Хэйр после многих лет исследования. То, что они думают и делают, исходит из «твердокаменной личностной структуры, которая чрезвычайно стойка к внешним влияниям». Многих из них годами защищают от последствий их поведения родственники и друзья, действующие из лучших побуждений. Пока поведение психопатов остается бесконтрольным или безнаказанным, они продолжают идти по жизни без особых неудобств.
Некоторые исследователи считают, что психопатия - результат некоторых младенческих проблем в сфере эмоциональной привязанности. Доктор Хэйр полностью перевернул эти представления после многих лет исследования обстоятельст жизни психопатов. Он говорит:
У некоторых детей сам дефицит эмоциональной привязанности - признак психопатии. Вероятно, что у этих детей нет способности к установлению эмоциональных связей, и соответственно этот их недостаток привязанности является в значительной степени результатом, а не причиной, психопатии. [Хэйр]
Иначе говоря, они рождаются такими, и вы не можете их исправить.
Для многих людей идея ребенка-психопата почти невероятна. Однако факт таков, что истинными психопатами рождаются, а не становятся. Хотя действительно, есть психопаты, «ставшие» такими, но они обычно отличаются от «врожденного психопата» во многих аспектах.
Клинические исследования исчерпывающе демонстрирует, что психопатия не появляется внезапно, из ниоткуда, у взрослого человека. Первые симптомы обращают на себя внимание в детстве и юности. Порой родители психопатов ЗНАЮТ, что с ребенком что-то не то, еще до того как он идет в школу. Такие дети демонстрируют упрямую устойчивость к влиянию социализации, необъяснимо отличаясь от других детей. Они более «трудные», «своенравные» или «агрессивные», или до них «невозможно достучаться». Они не идут на близость, холодны, держат дистанцию и совершенно самодостаточны.
Одна мать сказала: «Мы никогда не могли сблизиться с нею, даже когда она была маленькой. Она всегда пыталась все делать по-своему, добиваясь этого либо умильными улыбками, либо истериками. Образ милой раскаявшейся шалуньи ей здорово удавался …»
К сожалению, детская психопатия - реальность, и если ее не распознать, то результатом могут быть годы тщетных попыток обнаружить, что не так с ребенком, и самообвинения родителей. Хэйр пишет:
По мере того, как признаки социального расстройства становятся более настойчивыми, мы более не имеем роскоши игнорировать психопатию в определенных детях. Половину столетия назад Эрви Клекли и Роберт Линднер предупредили, что неудача в распознании психопатов среди нас уже вызвала социальный кризис. Сегодня наши социальные учреждения - наши школы, суды, психиатрические клиники - так или иначе, противостоят кризису каждый день, но неведение в вопросах реальных проявлений психопатии по-прежнему присутствует. […]
В прошлом десятилетии нашим глазам предстала неизбежная и ужасающая действительность: драматическая волна детской преступности, которая угрожает сокрушить наши социальные институты. […] Дети младше десяти лет, способные на бессмысленное насилие, которое раньше считалось уделом закоренелых взрослых преступников. […] Во время написания этих строк, маленький город в западном штате отчаянно пытается разобраться с девятилетним преступником, который предположительно насиловал и терроризировал других детей под угрозой ножа. Он слишком молод, чтобы предстать перед судом, и не может быть отдан в органы опеки, потому что, по словам представителя ювенальной юстиции, «такое действие может быть предпринято, когда в опасности находится ребенок, а не его жертвы». [Хэйр]
Почему кажется, что мы имеем настоящую эпидемию психопатии? Социобиологи предполагают, что увеличение психопатии - выражение определенной генетически основанной репродуктивной стратегии. Проще говоря, многие имеют несколько детей и посвящают много времени и усилий заботе о них. Психопаты систематически сходятся и расстаются с большим количеством женщин. Они экономят свою энергию на воспитание детей, и таким образом, психопатические гены распространяются как пожар. Социобиологи не говорят, что сексуальным поведением людей кто-то сознательно управляет, только что “природа” создала их определенным образом так, чтобы это происходило эффективно.
Поведение женщин-психопаток отражает ту же самую стратегию. «Ничего, рожу еще одного» - холодно ответила одна психопатка при допросе об инциденте, в котором ее двухлетняя дочь была избита до смерти одним из ее многочисленных любовников. Когда ее спросили, зачем ей другие дети (двое из них были изъяты органами опеки), она сказала «я люблю детей». В очередной раз можно наблюдать противоречие между выражаемой эмоцией и поведением.
Похоже, что навыки обмана имеют адаптивную ценность в нашем обществе. И факты говорят о том, что психопаты часто оказываются победителями в гонке жизни (взять, например, хотя бы Джона Ф. Нэша).
В настоящее время, в эзотерическом сообществе происходит нечто очень тревожное, а именно, идет разговор о так называемых «детях Индиго». Венди Чепмэн, одна из авторов, наиболее усиленно продвигающих эту идею, пишет:
Дети Индиго - поколение, рождающиеся в настоящее время, а также большинство из тех, кому сейчас 8 лет или меньше. Они другие. Уникальные особенности детей Индиго отличают их от детей из предыдущих поколений. [...]
Эти дети - нонконформисты, которые зачастую восстают против авторитетов; они чрезвычайно чувствительные или хрупкие, как эмоционально, так порой и физически; они очень талантливые или интеллектуально одаренные и часто также одаренные метафизически, обычно интуитивные, очень часто получают диагноз ADD (СДВ - синдром дефицита внимания), очень сопереживающие и сострадательные ИЛИ очень холодные и черствые, и мудры для своих лет. Похоже ли это на Вас или вашего ребенка?
В нашем мире, жизнь детей Индиго сопровождается трудностями, которые им приходится преодолевать. Их чрезвычайно высокий уровень чувствительности трудно понять и оценить родителям, которые не разделяют эту черту. Высокий процент одаренности среди них необычен. Их нонконформизм, неприятие системы и дисциплины будут мешать им в детстве и, возможно, даже в их взрослые годы. Это также то, что также поможет им достичь великих целей, например, изменения образовательной системы. Быть Индиго нелегко, но в этом их предназначение, их миссия. Дети Индиго - те, кто пришел, чтобы поднять вибрацию нашей планеты! Они ответственны за то, чтобы привести нас к просвещению, необходимому для вознесения.
Очень похоже на серьезный случай отрицания и принятия желаемого за действительное. Но, как мы уже понимаем, психологическая действительность - просто инструмент для Теологической Действительности, и возможно, читатель уже понял, что за серьезное дело эти «дети Индиго». Госпожа Чепмен любезно предоставила список признаков «ребенка Индиго». Давайте взглянем на ее список с учетом того, что мы уже знаем о психопатах:
Имеют сильное самоуважение, связь с источником
Знают, что их место - здесь и сейчас, пока им не скажут иначе
Имеют ярко выраженное самоосознание, чувство собственного Я.
Имеют трудности с дисциплиной и подчинением авторитету
Отказываются следовать приказам или указаниям
Нетепеливы, находят мучительным ожидание в очереди
Фрустрированы ритуально-ориентированными системами, которые не требуют творческого подхода.
Часто находят способы улучшить или оптимизировать какую-нибудь деятельность, дома и в школе.
Большинство являются нонконформистами.
Не поддаются на попытки апеллировать к чувству вины, признают только серьезные объяснения
Легко впадают в скуку при выполнении порученных кем-то задач.
Имеют выраженные творческие способности
Легко отвлекаются, могут делать много дел одновременно
Имеют развитую интуицию
Эмпатия или очень развита, или совершенно отсутствует
Абстрактное мышление развивается очень рано.
Являются одаренными и/или талантливыми, очень умны.
Им часто дается или подозревается диагноз СДВ (Синдром дефицита внимания) или СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), но при желании они могут сосредоточиться на том, что делают
Яркие мечтатели, порой с провидческими талантами
Имеют очень старые, глубокие, мудрые глаза
Обладают духовной мудростью и/или экстрасенсорными способностями
Чаще открыто выражают гнев, а не сдерживают его, и потому могут иметь проблемы с гневом и яростью
Нуждаются в нашей поддержке, чтобы раскрыть себя
Пришли сюда изменить мир - чтобы помочь нам жить в большей гармонии и мире друг с другом и поднять вибрацию планеты
Вышеозначенный список включает некоторые определенно психопатические поведенческие черты наряду с чертами одаренных детей. Мы должны задаться вопросом: зачем эти две категории детей объединены в одно целое?
Откуда возникла идея «детей Индиго»? Фраза «дети Индиго» был введена Нэнси Энн Тэйпп в ее книге, «Поймите вашу жизнь через цвет» (1982) и относится к цвету в ауре этих детей. Госпожа Тэйпп дала интервью Джен Тобер для ее книги «Дети Индиго» (1999), в котором, в частности, заявила: «Эти маленькие дети - все, кого я видела до сих пор, кто убивает своих одноклассников или родителей - были Индиго».
Это не остановило Тобер от того, чтобы написать свою книгу и объявить, что эти дети - «духовные Мастера, существа, полные мудрости, преподающие здесь нам новый способ бытия». Чтобы сгладить наличие факта, что «не все Дети Индиго наполнены безоговорочной любовью, терпимостью и толерантностью», последователи этой идеи заявляют, что «дети Индиго» требуют специального обращения и «особого подхода», потому что они так особенны, деликатны и чувствительны.
Как бы не так. Они - психопаты, и у них совершенно другая задача. И так или иначе, они это знают и стремятся сделать так, что об их потомстве хорошо позаботились, и чтобы достаточное количество психопатов выросло, не будучи точно идентифицированными.
Однако нет никакого объяснения крайностям, до каких доходят «истинно верующие», чтобы найти оправдание тому, что оправдать невозможно. Элизабет Кирби, деловая женщина из южной Калифорнии, которая «занималась метафизическими практиками в течение 21 года», пишет:
Услышав о стрельбе в школе, я поняла: это стреляли дети Индиго. Побоище в школе Колумбайн было настолько ужасным, что это привлекло всеобщее внимание. Моя старшая дочь тогда говорила мне: «Поскольку они (Эрик Харрис и Дилан Клеболд) были Индиго, они хотели это сделать, ну и сделали. Ни раскаяния, ни чувства вины, ничего - они просто взяли и перестреляли этих людей, потому что им так захотелось, им это было надо». У детей Индиго нет чувства вины, которое могло бы их сдержать, и, поскольку они не признают авторитетов, они просто считают, что правила - не для них.
Мейнстримные американские писатели, такие как Джонатан Келлерман, приравнивает школьных стрелков Индиго к психопатам - темным сущностям, хулиганам, аферистам, сталкерам, мучителям, серийным убийцам и тем, кто убивает для острых ощущений. Я не верю, что эти дети Индиго, которые взяли оружие в школу, чтобы вредить другим детям - психопаты. Их дразнили, над ними издевались, и они ощущают себя мстителями, справедливо карающими за нанесенный им вред. Они не убивают просто для острых ощущений убийства. Эти дети знают, что школьной системе необходимы внутренние изменения, и они выбрали насилие, чтобы сделать свое заявление, дать нам сигнал проснуться. Некоторые из этих метафизических детей Индиго без колебания используют насилие для того, чтобы вызвать изменения в мире и привести нас к просвещению.
Насилие со стороны Индиго существует, и оно продолжится, по крайней мере, среди существующего поколения детей Индиго. В связи с недавними случаями насилия со стороны Индиго, мы видим, как должна быть изменена школьная система, и насколько необходимо обратиться к проблемам школьных издевательств и травли. По мере того, как Дети Индиго вступают во взрослую жизнь, их задачи переместятся из школьной системы в другие наши системы, например, наши социальные, политические и судебные системы. Тимоти МакВей, взорвавший административное здание в Оклахома-Сити, является Индиго.
Удивительно, не правда ли? Вы уловили смысл комментария: «Некоторые из этих метафизических детей Индиго без колебания используют насилие для того, чтобы вызвать изменения в мире и привести нас к просвещению?»
Нет ли в этом некоего противоречия? Не притянут ли за уши этот аргумент? Как насчет полного отрицания проблемы?
В данный исторический момент привлекательность психопатии велика как никогда. Кинофильмы о психопатах пользуются огромной популярностью. Хэйр спрашивает «Почему? В чем объяснение той потрясающей власти, которую личность без совести имеет над нашим коллективным воображением?» Один теоретик предполагает, что люди, которые восхищаются, верят, или идентифицируют себя с психопатами, сами отчасти психопатичны. Взаимодействуя с психопатом, даже периферийно, они способны вуайеристически наслаждаться внутренним состоянием, не сдержанным ограничениями этики. Таким образом, эти люди получают возможность приобщиться к агрессивным и сексуальным удовольствиям без какого-либо риска для себя.
Для нормальных людей, такие фильмы могут служить напоминанием об опасности и разрушительном действии психопата. Их будет пробирать дрожь от ощущения чего-то холодного и темного, дышащего им в шею. Для других, людей с плохо развитым внутренним Я, такие кинофильмы и прославление психопатического поведения просто служат ролевой моделью для серьезного насилия и хищничества против других.
Некоторые психологи предлагают рационализацию психопатического поведения, объясняя его ранней травмой, перенесенным насилием, и т.д. Проблема в том, что этот аргумент не подтверждается, одним за другим конкретными случаями.
Похоже, что качество семейного воспитания оказывает единственное влияние на психопата, а именно, модулирует его самовыражение и конкретное поведение. Психопат, растущий в благополучной семье и имеющий доступ к положительным социальным и образовательным ресурсам, мог бы стать корпоративным преступником, или, возможно, теневым предпринимателем, коррумпированным политический деятелем, адвокатом, судьей и пр. Другой человек с теми же самыми чертами, но лишенный воспитания, мог бы стать обычным мошенником, бродягой, наемником, или уголовником.
Т.е. социальные факторы и методы воспитания только формируют выражение расстройства, но не имеют никакого эффекта на неспособность человека ощутить сочувствие или развить совесть.
Роберт Хэйр однажды представил научному журналу статью. Статья включала электроэнцефалограммы нескольких групп взрослых мужчин, выполняющих лексические упражнения. Редактор журнала вернул статью, сказав: «Эти электроэнцефалограммы не могли быть получены от реальных людей».
Тем не менее, это были электроэнцефалограммы живых психопатов.
Некоторые люди сравнивают психопатию с шизофренией. Однако, между ними есть критическое различие:
И шизофрения, и психопатия характеризуются импульсивным, плохо спланированным поведением. Это поведение может быть обусловлено слабым или плохо координированным преимпульсным ингибированием. Мы проверили гипотезу, что шизофрения и психопатия связаны с ненормативной нервной деятельностью при подавлении неприемлемых нейронных ответов.
Субъектами исследования были шизофреники, непсихотические психопаты, и непсихотические непсихопатические контрольные субъекты (принадлежность испытуемого к той или иной группе определялась по методике, разработанной Робертом Хэйром). Все они содержались в псхиатрическом учреждении строгого режима охраны. Мы регистрировали их поведение при ответе, а также и вызванные ЭЭГ-потенциалы (ВП) в условиях двустимульной парадигмы Go/No-Go.
Результаты: Шизофреники сделали больше ошибок, вызванных неправильно совершенным действием, чем непсихопатические нарушители. Как ожидалось, непсихотические участники показали большую амплитуду фронтального негативного компонента ВП (N275) к NoGo стимулу, чем к Go стимулу. Этот эффект был мал у шизофреников и отсутствовал у психопатов. Для непсихопатов, компонент ВП P375 был больше на Go, чем на NoGо тесты. Это различие отсутствовало у шизофреников, а у психопатов наблюдалась противоположная картина.
Заключения: Полученные данные поддерживают гипотезу, что нервные процессы, участвующие в преимпульсном ингибировании, ненормальны и при шизофрении, и при психопатии. Однако природа этих процессов различна в двух данных расстройствах.
«Все больше данных заставляет прийти к заключению, что психопатия имеет биологическое основание, и многие ее черты соответствуют болезни» говорит Сабина Херпертц, психиатр Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена в Германии.
Методы отображения мозга, как Позитронно-Эмиссионная Томография (ПЭТ) и Магнитно-Резонансная Томография (МРТ) обеспечивает возможность исследовать психопатию далее. Они могли бы позволить исследователям обнаружить, могут ли физиологические и эмоциональные недостатки психопатов быть ассоциированы с определенными отличиями в анатомии или активации мозга.
Исследователи, начинающие осваивать эту научную область, придерживаются одной из двух главных теорий биологических основ психопатии. Первая теория представлена Адриан Рэйн из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе; ее также поддерживают работы Антонио Дамасио из Университета Айовы. Она отдает главную роль т.н. «орбитофронтальной коре» - участка префронтальной коры, которая в свою очередь находится в лобных долях головного мозга и участвует в сознательном принятии решений.
Другая теория, выдвинутая Джеймсом Блэром из Университетского Колледжа Лондона, предлагает, что фундаментальная дисфункция у психопатов находится в т.н. «миндалевидном теле» - амигдале, небольшой миндалевидной структуре, которая играет критическую роль в обработке эмоции и формировании страха. Недавно, используя ПЭТ сканирование, Блэр показал, что активация амигдалы у нормальных добровольцев участвует в реакциях на печаль и гнев со стороны окружающих. Он выдвигает гипотезу, что дисфункция амигдалы могла бы объяснить недостаток страха и сочувствия у психопатов.
Эти две теории, возможно, не исключают друг друга. Блэр указывает, что между орбитофронтальной корой, которая производит «мышление», и амигдалой, которая производит «чувство», существует большое количество нейронных связей.
Следствием широко распространенного опасения, что системы правосудия и психиатрической помощи не в состоянии эффективно справляться с опасными психопатами, в нескольких странах возникло движение инициировать фундаментальную юридическую реформу. Самое спорное предложение - сделать возможным содержание в охраняемых психиатрических учреждениях людей, имеющих серьезные личностные расстройства, даже если они не обвинялись ни в каком преступлении. Хотя эти конкретные предложения встревожили борцов за гражданские свободы, комплекс мер также включает главную инициативу, направленную на изменение во внутренних тюремных распорядках - улучшить обращение с людьми с антисоциальными личностными расстройствами, включая психопатов.
Согласно одному человеку, который пострадал от рук психопата:
«В мире есть только одна проблема - психопаты. Есть два основных типа психопатов, социальные и антисоциальные. Основная особенность психопатов - постоянное, одержимо-навязчивое желание навязать свои заблуждения другим. Психопаты полностью игнорируют и нарушают права других, особенно Свободу Ассоциаций, которая включает Право не ассоциироваться и Право Любить».
Мы снова и снова наталкиваемся на следующую проблему: определенным религиям и мировоззрениям верований нужна защита от объективных свидетельств или от верований других людей. Необходимо задать вопрос, «откуда взялись эти системы верований, которые, очевидно, катастрофичны для человечества»? Рассуждая далее, заметим, что в наши дни, когда многие из этих систем износились, им на смену приходят новые, которые точно так же отвлекают наше внимание от того, что ЕСТЬ, и в это ситуации становится необходимым «насаждать» определенный способ мышления. И именно это психопаты делают лучше всего.
Психопаты доминируют и устанавливают стандарты поведения в нашем обществе. Мир устроен так, что жизнь в нем основана на психопатической пищевой цепи, захватывающей энергию. Большинство людей настолько покорежены своим жизненным опытом, что им трудно даже вообразить, какой могла бы быть другая система, основанная на симбиотической сети.
Они повреждены не только действиями окружающих, но также и тысячью мелких случаев причинения зла другим людям ради собственного выживания. Чтобы видеть систему такой, какова она есть, им необходимо также видеть, какую роль играли они лично в ее поддержании. Это серьезное испытание для хрупкого эго. Кроме того, люди, не являющиеся психопатами, по-прежнему стремятся к установлению человеческих связей, но боятся сделать это, из страха быть использованными и обворованными (говоря с позиции обмена энергией).
В результате проведенного нами краткого исторического обзора мы остро осознаем, что явление психопатии не ограничено нашим временем. Это - эволюционная стратегия, которая, развиваясь в течение тысячелетий, шаг за шагом привела нас к нынешнему положению дел. В настоящее же время имеет место диверсия в стиле Маккиавелли, которая привлекает внимание легковерных. Она укрепляется «группой поддержки» в аудитории, и кажется, что среди нас сейчас действует целая армия психопатов, чьей работой является направление общего внимания и развития событий. Мы надеемся, что читатели этих страниц разрешат себе вообразить, исследовать и претворить в жизнь другой способ бытия. И отстоять себя, сделав это. Как писал Вильгельм Рейх:
Почему человек тысячелетиями, какие бы научные, философские, или религиозные системы он ни создавал, отклонялся с верного пути с таким постоянством и с такими катастрофическими последствиями? […]
Ответ находится где-то в той области нашего существования, которая была тщательно скрыта организованной религией и выведена из пределов нашей досягаемости. Следовательно, ответ по всей вероятности лежит в отношении человека к космической энергии, которая управляет им.
Тот же самый вопрос изложен Доном Хуаном из книг Кастанеды:
- Я хочу воззвать к твоему аналитическому уму, - сказал дон Хуан. - Задумайся на мгновение и скажи, как ты можешь объяснить противоречие между образованностью инженера и глупостью его убеждений, и противоречивостью его поведения. Маги верят, что нашу систему убеждений, наши представления о добре и зле, нравы нашего общества дали нам хищники. Именно они породили наши надежды, ожидания и мечты по поводу успехов и неудач. Им мы обязаны алчностью и трусостью. Именно хищники сделали нас самодовольными, косными и эгоцентричными.
Чтобы держать нас в кротости и покорности, они прибегли к изумительному маневру - разумеется, изумительному с точки зрения воина-стратега. С точки же зрения того, против кого он направлен, этот маневр ужасен. Они дали нам свой разум! Ты слышишь? Хищники дали нам свой разум, ставший нашим разумом. […]Через посредство разума, который, в конечном счете, является их разумом, они вносят в жизнь человека то, что удобно хищникам.. [Кастанеда, «Активная Сторона Бесконечности»]
Проблема также очерчена Георгием Гурджиевым:
Так что в реальном положении дел человечества нет ничего, что указывает на продолжение развития. Напротив, когда мы сравниваем человечество с человеком, мы весьма ясно видим рост индивидуальности за счет сущности, то есть, рост искусственного, нереального и чужеродного, за счет естественного, реального и своего собственного.
Вместе с этим, мы видим рост автоматизма.
Для современной культуры требуются автоматы. […] Одно не вызывает сомнений: рабство человека возрастает и усиливается. Человек делается добровольным рабом. Он более не нуждается в цепях, он начинает любить своё рабство и гордиться им. И это - самое страшное, что может с ним произойти. [Гурджиев, цитаты]
Нетерпимость и жестокость НЕОБХОДИМЫ, чтобы гарантировать «прикрытие». Определенный вид «человека» действует от имени этого прикрытия. И в этом смысле, психопаты, как чужеродные реакционный машины, являются фигурами на доске Тайных Игр Богов.