"Профессиональное выгорание" в абьюзе.

Mar 10, 2015 03:41



Отношения с абьюзером - это основную часть времени отношения матери со злобным, эгоистичным, агрессивным и неуправляемым ребенком. Иногда жертва абьюза сама "проваливается" в состояние "ребенка", как правило, это выражается в аутоагрессии (алкоголизм, никотиновая зависимость, пищевые растройсва, трудоголизм или наоборот, разрушение карьеры и учебы, и т.д.)
Позиция матери в отношении детей - это всегда позиция помогающего "специалиста". По этой причине, жертва абьюза, играет в психиатра, во всепрощающую и всепонимающую мать. А расщепление психики женщины на "Раненное Я" и "Надеющееся Я" не позволяет выйти из абьюза, заставляя становится настоящей помогающей альтруисткой для партнера. Жертва постоянно занимается поиском ответов на вопросы - "Что со мной не так?", "Что сделать, чтобы моему мужчине стало легче и он не проявлял насилие в адрес меня и наших детей?", изучая огромное количество психологической, эзотерической, психиатрической информации.

Жертва абьюза - это всегда человек, обладающий следующими качествами:
- это должен быть СИЛЬНЫЙ человек
- это должен быть ОПТИМИСТИЧНЫЙ человек
- это должен быть ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ и УСПЕШНЫЙ человек
- это должен быть ЩЕДРЫЙ человек
- это должен быть человек с развитой способностью к САМОКРИТИКЕ
- это должен быть человек, НЕ СКЛОННЫЙ КО ЛЖИ
- это должен быть человек, НЕ СКЛОННЫЙ К ЦИНИЗМУ и ТРИВИАЛИЗАЦИИ
- это должен быть человек, УВАЖАЮЩИЙ МНЕНИЕ ДРУГИХ
- это должен быть человек, СПОСОБНЫЙ АДАПТИРОВАТЬСЯ http://accion-positiva.livejournal.com/tag/Газлайтинг

С женщинами в абьюзе происходит все то же самое, что с людьми помогающих профессий при неэкологичной организации помощи.
"Под синдромом выгорания понимается состояние психической и физической истощенности со сниженной работоспособностью и переживанием отчужденности от себя. Этот синдром проявляется в том, что мы чувствуем себя изможденными и уставшими уже в начале рабочего дня, испытываем отчужденность и деперсонализацию...
Часто выгорание начинается с предупредительных сигналов: утомления, раздражительности, бессонницы, нетерпеливости и соответствующих телесных симптомов - головной боли и общей напряженности. На следующем этапе могут возникнуть сильная фрустрированность, чувство неуспешности и бессилия, затем могут быть сделаны защитные попытки совладать с проблемой с помощью отщепления и подавления эмоций, а также через уход в алкоголь, наркотики или медикаменты. Наконец, наступают отчаяние, полное разочарование и отвращение к себе и другим.[...]
Примечательно, что симптоматика терминальной стадии выгорания очень похожа на "экзистенциальный вакуум", или "ноогенный невроз", который описал Франкл. Оба состояния характеризуются покорно-депрессивным фоном настроения и безнадежностью, а также апатией, недостатком жизненной энергии, чувством изможденности, нехваткой мотивации и т.п. Негативная установка по отношению к жизни приводит к уплощению эмоциональной и социальной жизни и может вызвать тяжелые психосоматические реакции и суицидальные намерения.[...]

Кристина Шнайдер посвятила этому целую главу своей книги по практике гештальттерапии. Она считает что, прежде всего, осознание своих слабых мест и факторов риска, а также знания о "заразном" характере психических расстройств и патогенной стимуляции, осознанный отбор клиентов и бережный подход к стимулирующим процессам являются существенными аспектами целительного сотрудничества на общей границе. "

Психические расстройства ОЧЕНЬ заразны. Попытки исцелить (игра в психиатра) абьюзера ОЧЕНЬ ОПАСНЫ для психического и физического здоровья жертвы! (Примечание мое)

"Это возможно, только если терапевт научился заботится о себе, если он может принимать себя таким, какой он есть, и быть честным с собой, если он может с любовью относится к себе, к другим людям и ко всему, что его окружает."

Для этого НЕОБХОДИМО ПОКИНУТЬ ситуацию абьюза - прекратить токсичные отношения! (Примечание мое)

"...перенести тяжкие страдания и найти в себе силы помогать...вероятно, можно лишь при ясной религиозной, духовной или философской позиции" (Taush, 1993)
Мой (У. Виртц) опыт работы в военное время в Боснии, мои встречи с хирургами, психиатрами, психологами, учителями и теологами очень ясно показали мне, насколько важен для предотвращения "выгорания" духовный стержень сознания. Именно чувство силы и защищенности, проистекающее из собственной системы ценностных ориентиров, может быть источником света во тьме войны, когда утрачен смысл."

Ситуация абьюза разрушает систему ценностей, подрывает чувство силы и защищенности и ломает духовный стержень. (Примечание мое)

Иллюстрация "выгорания" через сказку братьев Гримм.


"Кума Смерть"
У одного бедняка было двенадцать детей, и он должен был день и ночь работать, чтобы добыть им хлеб насущный. Когда родился у него тринадцатый ребенок, он уж и не знал, как ему быть, выбежал на большую дорогу и хотел позвать к себе в кумовья первого встречного.
Первый, встретившийся ему на дороге, был сам Господь Бог, и ему было уже известно, что у бедняка на сердце. Бог и сказал ему:
- Мне жаль тебя, бедного. Я приму твоего ребенка от купели, буду о нем заботиться и наделю его счастьем на земле.
Бедняк спросил его:
- А кто ты таков?
- Я - Господь Бог.
- Ну, так я тебя не хочу в кумовья брать, - сказал бедняк, - ты все только к богатым щедр, а бедного голодать заставляешь.
Он сказал так потому, что не знал, как премудро распределяет Бог богатство и бедность между людьми.
И отвернулся он от Господа, и пошел своим путем-дорогою.
Тут подошел к бедняку дьявол и спросил:
- Чего ты ищешь? Не хочешь ли меня взять в крестные к твоему ребенку? Я его тогда осыплю золотом с головы до ног и доставлю ему все радости мира.
Бедняк спросил:
- Да ты кто же?
- Я - дьявол.
- Ну, так я тебя в крестные не желаю, - сказал бедняк, - ты всех обманываешь и вводишь людей в соблазн.
И пошел дальше своим путем-дорогою, и видит: идет ему навстречу Смерть, ковыляя на своих костлявых ногах. Говорит Смерть:
- Возьми меня в кумовья.
Бедняк спросил:
- А ты кто?
- Я - Смерть, которая всех делает равными.
- Ну, так ты и есть мой настоящий кум! - сказал бедняк. - Ты безразлично уносишь и бедного, и богатого… Ты и будь моему ребенку крестной.
Смерть сказала:
- Я твоего ребенка обогащу и прославлю - тот, кто со мной дружит, во всем должен иметь удачу.
Бедняк сказал:
- Мы крестим в будущее воскресенье: смотри же, не опоздай.
Смерть явилась по обещанию и стояла у купели, как настоящая крестная.
Когда мальчик подрос, явилась однажды к нему крестная и приказала ему за собой следовать. Она вывела крестника в лес, указала ему на какую-то травку, которая росла в лесу, и сказала:

Смерть кума:
- Вот тебе от меня крестильный подарок. Я тебя сделаю знаменитым врачом. Когда тебя позовут к больному, я каждый раз буду тебе являться: если я буду стоять в головах у больного, ты можешь смело утверждать, что его вылечишь, и дашь ему эту травку. Но если увидишь меня в ногах у больного, то знай, что он - мой, и тогда ты должен сказать, что ни один врач в мире его спасти не может. Запомни: не давай больному траву против моей воли, а то тебе самому может быть плохо.
Немного времени спустя юноша сделался знаменитейшим врачом во всем свете. «Стоит ему только взглянуть на больного, так уж он знает, как обстоит дело, и говорит сразу: выздоровеет он или умрет» - такая всюду шла о нем молва, и отовсюду приходили к нему лечиться, приводили больных и давали ему за лечение столько золота, что он вскоре разбогател.
Вот и случилось однажды, что заболел сам король. Позвали к нему врача, чтобы тот сказал, возможно ли выздоровление. Врач подошел к постели больного и увидел, что Смерть стоит у него в ногах и никакой надежды на исцеление нет. «А что, если я попытаюсь хоть однажды перехитрить Смерть? - подумал врач. - Она, конечно, на меня прогневается, но я же ее крестник, и она на это, конечно, посмотрит сквозь пальцы… А ну-ка, попытаюсь».
И взял он больного на руки и переложил его на кровати так, что Смерть у него очутилась уже не в ногах, а в головах. Затем он дал ему свою травку, и король оправился и выздоровел.
Но Смерть явилась к врачу, насупившись и сурово сдвинув брови, погрозила ему пальцем и сказала:
- Ты вздумал меня провести?! Ладно, на этот раз я тебе спущу, потому что ты мой крестник. Но если ты еще раз осмелишься так сделать, тебе несдобровать и я унесу тебя самого.
Вскоре после этого заболела дочь короля. Она была у него единственным детищем, и бедный король плакал день и ночь над ней, почти ослеп от слез и объявил ко всеобщему сведению, что тот, кто ее спасет от смерти, получит ее в супруги и наследует корону.
Врач, явившись к постели больной, увидел Смерть у нее в ногах. Он должен был вспомнить о ее предостережении, но красота королевны и обещанное счастье в супружестве с ней так отуманили его, что он позабыл обо всем на свете.
Не посмотрел он и на то, что Смерть бросала на него гневные взгляды, что поднимала руку и грозила ему своим костлявым кулаком - он поднял больную на руки и переложил ее так, что голова ее очутилась в ногах, а ноги - на месте изголовья. Врач дал ей отведать своей травки - и тотчас зарделись ее щеки румянцем, и жизнь вновь возвратилась к ней.
Смерть, таким образом вторично обманутая врачом, который вырвал у нее из рук ее добычу, медленно приблизилась к врачу и сказала:
- Ну, теперь уж нет тебе пощады, очередь за тобой…
Своей холодной как лед рукой ухватила она его так крепко, что он не мог и думать о сопротивлении, и повела его в подземную пещеру.
Там увидел он нескончаемые ряды тысяч и тысяч свечей, горевших ярким пламенем: одни из них были большие, другие - средние, третьи - совсем маленькие. Ежеминутно одни гасли, другие загорались вновь, так что огоньки, постоянно меняясь, как бы переносились с места на место.

- Вот видишь, - сказала Смерть, - это все свечи жизни людей. Большие - это свечи детей, средние принадлежат людям во цвете лет и сил, маленькие - старикам. Но и у детей, и у молодых людей часто бывают очень маленькие свечи.
- Покажи мне свечу моей жизни, - попросил врач, надеясь, что она должна быть еще достаточно велика.
Смерть указала ему на маленький огарок свечи, который вот-вот готов был догореть, и сказала:

Смерть кума:
- Видишь, вот она.
- Ах, дорогая крестная! - испугался врач. - Зажгите мне новую свечу из любви ко мне, чтобы я мог насладиться жизнью, быть королем и супругом прекрасной королевны!
- Не могу этого сделать, - ответила Смерть. - Сначала должна погаснуть эта, а потом уж может быть зажжена новая на ее месте.
- Так поставьте хоть огарочек моей старой свечи на новую, которая бы тотчас могла загореться, когда огарочек догорит, - молил врач.
Смерть притворилась, как будто хочет исполнить его желание, и стала доставать новую большую свечу, но, желая отомстить врачу, намеренно вздрогнула - и огарочек старой свечи врача упал и погас.
В тот же миг врач упал на землю и умер.

" В этой сказке можно выделить несколько аспектов, иемющих отношения к нашей теме. Она проливает свет на значение болезни, о чем писал Уитмонт. Болезнь и выздоровление, умирание и трансформация, смерть и возрождение являются гранями одного и того же архитепического образа. Кризисы - это возможность трансформации, а рост и выздоровление возможны лишь когда старое, использованное отделяют, "покидают" и оно умирает. Поэтому смерть - крестная мать лекаря, и он как крестник смерти, должен осознанно относится к собственной смерти и уметь отказаться от честолюбия и от собственности. в современной медицине мы нередко можем встретить всемогущего врача, желающего перехитрить смерть, но такой врач скоро терпит фиаско. А если сознание врача, напротив, воспитанно на собственных страданиях и на потребности в помощи, то он может, как "раненный целитель", вчувствоваться в процесс болезни и умирания пациентов и сопровождать их через горе и кризисы. Кроме того, будучи "крестником смерти", он должен иметь мужество, как "раненный целитель", способствовать конфронтации больных с тем бессмысленным и болезненным, что они несут в себе. Он должен уметь применить яд болезни в "потенцированной форме", как это называют в гомеопатии. Действительность лекарства, "чудесная лечебная трава" - это подарок смерти и болезни (Уитмонт, 1993)
Все же сказка учит нас, прежде всего тому, что врач должен признать существование смерти и пределы своего искусства, а не занимать позицию всемогущего целителя и пытаться обойти смерть. Смерть неприменно стоит у постели больного и подтверждает свою неизбежную экзистенцию. Врач "не полубог в белом", а любимец смерти, который обязан повиноваться ей в своих действиях, следовать ее указаниям. Стоит ли смерть у изголовья больного или у него в ногах, именно она определяет возможность врачебной помощи. Врач может использовать все, на что он способен, но никогда ему не удастся победить смерть. "Либо смерть ему позволит вылечить больного, либо он решится сделать то, что грозит разрушить пределы мира, и тогда он сам попадет в объятия смерти, чтобы природе не был нанесен вред" (Drewermann, 1991).

Когда врач не признает своих пределов выгорания, когда он переходит все границы в своих претензиях на всемогущество и хочет победить смерть, то гаснет свет его собственной жизни, он "выгорает". Когда мы, как лекарь из этой сказки, слишком соблазняемся своим успехом, престижем и богатством, то платим за это своими жизненными силами."

"Сколько же душевного здоровья, витальности и нормальности мы найдем, заглянув вовнутрь себя?"
По материалам книги Урсулы Виртц и Йорг Цобели "Жажда смысла"

Оставаясь в ситуации абьюза жертва надеется на то, что агрессор все осознает и изменится: сама структура расщепленной насилием психики заставляет эту надежду оживать снова и снова, повторяя бег по замкнутому кругу. В результате - выгорание, истощение жизненных сил, как своих, так и сил своих детей, расплата здоровьем, самой жизнью за то, что жертва называет любовь.
Абьюзер - это психически нездоровый индивид, отмеченный смертью, как неисцеляемый, или Богом не отмеченный, как человек (выбирайте, что больше нравится). Упорствовать в своих попытках излечить такого, значит пойти против самой природы, заплатив самую высокую цену - собственную жизнь.


На мой взгляд, лучше бежать без оглядки, схватив самое ценное - себя и своих детей.
Потому что взрослый, психически здоровый человек не причиняет боль своим близким (ни физическую, ни эмоциональную); тем более детям. Когда любишь Другого - его боль невыносима, а если невольно причиной боли стал ты сам, то жгучий стыд и вина будут заставлять тебя это исправлять и никогда не повторять снова. Для нормальных, здоровых людей боль и слезы своих детей и партнеров - невыносимы. Тот, кто это "выносит", являясь причиной, однозначно, имеет расстройство личности. И для вас не должно быть интересным, что это за расстройство, какой градус у этого расстройства и как его починить-вылечить - доверьте это Богу.

Из личного опыта: исцелять дано тем, кто имеет духовный стержень, основанный на смирении и вере, что есть нечто большее, чем человек. И это всегда люди, которые фанатично любят свое дело, постоянно учатся и не имеют гордыни в том, что им известно, как устроен этот мир. А таким некогда заниматься спасением одного индивида:-)

Позвольте скрасить мрачную статью красивой музыкой.

image Click to view



дети абьюза, домашнее насилие, Берегите себя!, дисфункциональная семья, абьюз, смысл жизни, стереотипы, созависимость, гендерное насилие, нарцисстическое растройство личности

Previous post Next post
Up