Эпоха Классицизма.

Nov 16, 2015 23:02

       

Читая литературные произведения, рассматривая картины, слушая музыку, человек всегда окунается в эпоху описанную  в том или ином творении. Он хочет узнать персонажей своих любимых произведений. Порой читатель перенимает на себя качества героев произведения. Может импонировать одному, или не ненавидеть другого персонажа.
Но целостной картины никогда не получится если мы не знаем того времени в котором создавались произведения, особенностей той эпохи, уклада жизни, людей которые творили и о ком они писали.
         Мне бы хотелось поговорить о таком направлении в литературе как Классицизм.

  "Классицизм (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. "( Большая Совесткая Энциклопедия)            Т.е. классицизм не просто создавала персонажей копируя их с реальных людей того времени, а наделял их идеальными качествами, которые не были присуще простому человеку. Он описывал скорее желаемый образ, к которому хочется стремится и соответствовать.



"Общественные конфликты изображаются в ней отраженными в душах героев, поставленных перед необходимостью выбора между нравственным долгом и личными страстями. В этой коллизии отразилась наметившаяся поляризация общественного и частного бытия человека, определявшая и структуру образа. Родовая, общественная сущность, мыслящее, разумное «я» противостоит непосредственному индивидуальному бытию героя, который, становясь на точку зрения разума, как бы извне обозревает себя, рефлексирует, томится своей расколотостью, ощущает императив стать равным своему идеальному «я». На раннем этапе (у П. Корнеля) этот императив сливается с долгом перед государством, а в дальнейшем (у Ж. Расина), по мере все усиливающегося отчуждения государства, утрачивает политическое содержание и приобретает этический характер. (Большая Советская Энциклопедия)

"В центре стоит герой, который одновременно испытывает противоположные чувства. Положение его особенно невыносимо, ибо он предъявляет к себе высочайшие нравственные требования. В конце концов герой совершает акт самоотречения и самопожертвование, отказывается от страстей, которые раздирают его душу. Гибель героя имеет смысл духовной победы и освобождения". ("История заребежной литературы 17-18 вв. УМП, А.Н.Маркин).

Автор изображает идеального героя, который борется с чувственным выбором своего эго и разумным долгом перед государством, обществом. Идеальный человек того времени способен подчинить общественному и нравственному долгу свои стремления и страсти. На ранних этапах герой наделен такими внутренними свойствами как долг, честь, патриотизм. С уменьшением влияния абсолютной монархии, герой обладает общечеловеческими качествами: доброта, справедливость, сострадание и др.



Поэтика Классицизм начинала складываться в эпоху Позднего Возрождения в Италии (в поэтиках Л. Кастельветро, Ю. Ц. Скалигера), но как целостная художественная система Классицизм сформировался лишь во  Франции 17 в., в период укрепления и расцвета абсолютизма. Начиная со второй половины 17 века, Франция характеризуется высочайшим развитием культуры. Абсолютная монархия стремилась подчинить своему контролю всю культурную жизнь страны. Для этого создавались Академии, а именно: Академии живописи и скульптуры, Академия надписи, Академия архитектуры. Писатели прославляли короля и мощь Абсолютиской Франции, за это им были назначены пенсии и  премии.
                Поэтому особую художественную ценность и подлинное историческое значение имеют немногие авторы из передовых кругов дворянства  оппозиционно относившихся к политике Людовика 14.



Одним из них был Мольер.
"Эстетика Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. (Большая совествкая энциклопедия)."
             Мольер же нарушил каноны жанров и создал новый жанр «высокой комедии», обращенной к современности, разоблачающей социальные уродства дворянско-буржуазного общества. В пьесах, отражающих «как в зеркале, всё общество».


В отличие от французского немецкий классицизм, на первый план выдвигает нравственно-эстетические проблемы. Основы его были заложены И. И. Винкельманом, но высшего расцвета он достиг у И. В. Гете и Ф. Шиллера в веймарский период их творчества. "Шиллер и отчасти Гёте искали в искусстве главное средство воспитания гармонической личности и, обращаясь к античности, стремились создать новую, современную литературу высокого стиля, способную выполнить эту задачу." (Большая советская энциклопедия)


В России классицизм зародился значительно позже и с определенным национальным своеобразием. А каким именно поговорим об этом в следующих статьях.

Классицизм, литература, Мольер

Previous post Next post
Up