Интерес в изучении Достоевского актуален и сегодня. Так, например современный публицист Д. Быков ведет передачи «Открытый урок», на которых он знакомит зрителей с разными классиками литературы. Одна из них посвящена Достоевскому.
И в ней он рассказывает как писатель пишет только ради денег, как он завидует идеальной стилистике Тургенева, на которую у него якобы не хватает времени. Быков говорит буквально следующее: «Деньги, которые для Достоевского и главный стимул, и главный бич. Задыхающийся скороговоркой стиль его романов, это от того что надо все время выкупать его семью из долгов». Т.е. таким поверхностным исследованием он низвергает все глубочайшие замыслы писателя и превращает в пустышку произведения. Почему важно рассматривать и такие авторов, потому что в данной современности они популярны и их слушают и верят. Тем самым вопрос изучения Достоевского на сегодня актуален как никогда. Если исследователи прошлых веков проводили полноценное рассмотрение вопросов, то сегодня популисты хватаются за маленькие факты, выкручивая из них интригу и смакуя свои истории, в которые выставляют людей творчества мелкобуржуазными потребителями, или представителями сексуальных меньшинств, как это делают с Чеховым и Чайковским.
Что касаемо вопроса, который поднимает Быков, то на эту тему есть определённые оппоненты. Так известный ученый Г.М. Фридлендер в своей статье «Творческий процесс Достоевского» пишет, что в стилистической небрежности писателя обвиняли еще его современники. Но ученый уверен, что «сегодня можно с уверенностью сказать, что именно те особенности стиля Достоевского, которые наиболее смущали его современников и казались им отклонением от привычных для них норм «хорошего» литературного стиля, обеспечили Достоевскому художественное бессмертие, сделали его признанным учителем большинства писателей XX в. во всем мире. Так же, как трагедии и комедии Шекспира не укладывались в художественные каноны эстетики классицизма, что побудило Вольтера признать его «гениальным варваром», «пьяным дикарем»,- романы Достоевского именно потому не отвечали привычным для большинства писателей и критиков XIX в. требованиям «хорошего стиля», что они были обращены не к XIX, а к XX в., предвосхищая значительную часть его художественных завоеваний и открытий». Так же стоит отметить такой факт, который почему то не рассматривает Быков, что у Достоевского были деньги, но он не умел совершенно ими распоряжаться. Об этом писал и Ю.А. Селезнев, и И. Волгин, и А.Г. Достоевская и многие другие. Кстати И. Волгин приводит такой факт из жизни писателя, что первый вариант романа «Идиот» Достоевский сжигает. Потому, что ему не понравилось написанное, позже он перепишет роман. Если бы он гнался лишь за деньгами, то в свет вышла бы первая редакция. Этот же факт подтверждает жена Достоевского в своих воспоминаниях.
Еще один немало важный довод приводит Фридлендер в своей статье. «Следует обратить внимание и еще на одно немаловажное обстоятельство, провергающее расхожее представление о том, что Достоевский мог уделить лишь минимальную долю внимания композиции, языку и стилю своих романов, ибо, работая над ними, он испытывал постоянное стеснение, будучи связан обязательством доставить своим издателям необходимую «порцию» законченного текста ко времени сдачи в набор очередной книжки журнала. Если мы сопоставим время творческой работы Достоевского над большинством его крупных произведений со временем работы над романами и повестями большинства русских современников Достоевского, то оказывается, за немногими исключениями, что его творческий процесс отнюдь не был более коротким, чем у последних. Так, «Записки из Мертвого дома» Достоевский задумал в 1854-1855 гг., а, приступив к их написанию осенью 1860 г., закончил их два года спустя, так что работа над ними растянулась в целом почти на семь-восемь лет, а писание их - на два года. Первые размышления над замыслом «Преступления и наказания», по свидетельству А. П. Сусловой, относятся к 1863 г. В 1864 г. Достоевский обдумывал первую редакцию этого романа («Пьяненькие»),но лишь в сентябре 1865 г. роман (в его окончательной редакции) был начат, а через полтора года завершен печатанием. Первые абрисы будущих романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы» возникли в рабочих тетрадях Достоевского в 1868- 1870 гг. - почти за три года до того, как Достоевский приступил к писанию первого из этих романов. Лишь два романа - «Игрок» и «Идиот» были написаны в рекордно короткие сроки (первый - в течение одного месяца, второй - в течение неполных полутора лет)».
Такие вопросы важно рассматривать, потому, что люди не должны формировать мнение, о писателях ссылаясь на эксцентричные выпады современных публицистов. Задача нынешних популистов сделать шоу, собрать рейтинги, потратив наименьшее количество сил. Зачем разбираться в вопросе, изучая его с нескольких сторон. Можно по вешать ярлык гея или мерзкого алчного старикашки и программа готова.