1536.СЕРГЕЙ ЮТКЕВИЧ, «ОТЕЛЛО», 1955
26.12.2024, четверток, 16:55
Трагедия Уильяма Шекспира «Отелло» датируется 1603 годом и повествует о событиях 1570-1573 годов, когда вольный город Венеция воевал с Турцией. Отелло, как мы помним, был отправлен на Кипр, ибо именно за этот остров стороны и сражались. Ну ладно. Здесь надо говорить, конечно, о режиссерских находках и актерской игре, поскольку фильм снят филигранно. Каждый кадр тщательно продуман. Вообще тут набор красивейших кадров, и каждый просится в учебники по киноискусству. Вот один из них - Яго глядит в начищенный до блеска эфес своего меча и там наблюдает за Отелло и Дездемоной. В эфесе отчетливо видны маленькие фигурки, а крупным планом дано лицо Яго. Как оператор Евгений Андриканис такое сфокусировал, я сказать не могу, но здесь истинно магия. Виртуозная работа. И это на протяжении всего фильма.
Режиссер показывает нам больше, чем написано у Шекспира. Мы видим молодые годы Отелло. Вот он взят в рабство, вот он гребет на галерах, вот он спасается от шторма. О своих приключениях мавр поведал Дездемоне, и она без памяти влюбилась. И еще отличная находка: в зачине Дездемона первый раз роняет злополучный платок, И Яго подбирает его - такого мы не найдем у Шекспира. Яго учтиво подает платок Дездемоне, не зная еще, что впоследствии он провернет с платком роковую интригу.
Яго обаятелен. Недаром к нему обращаются - честный Яго. Его блестяще играет Андрей Попов. В роли Отелло - Сергей Бондарчук, Дездемона - Ирина Скобцева, Кассио - Владимир Сошальский, Родриго - Евгений Весник. Прекрасно.
Личность Отелло четко меняется, когда кино переваливает за половину. Ровно в тот миг, когда он начинает верить в измену. Он становится сумасшедшим, одержимым невыносимой мыслью. Не таким мы видим его в начале. А когда Дездемона умирает, Отелло появляется в кадре седым - и это еще одна блестящая режиссерская находка.
Мы прекрасно помним слова Пушкина о том, что Отелло по сути вовсе не ревнив. Тем страшнее видеть его гнев и безумие. Отелло не хочет смириться с изменой, это и есть основной конфликт трагедии. В далеком 1955 году режиссер Сергей Юткевич всем нутром прочувствовал замысел великого драматурга. И сумел воплотить сие в своем ныне забытом шедевре.