1472.РОБЕР ЭНРИКО, «СЛУЧАЙ НА МОСТУ ЧЕРЕЗ СОВИНЫЙ РУЧЕЙ», 1962
24.06.2024, понедельник, 13:54
Эта короткометражка завоевала приз в Каннах. Она представляет собой экранизацию рассказа американского классика Амброза Бирса (1842 - ок. 1914), одного из лучших его произведений. Амброз Бирс был ветераном Гражданской войны в Америке, и свое творчество он посвятил воспоминаниям о ней. Его рассказы леденящей рукой берут за душу. Он тонко чувствовал и блестяще владел пером. «Случай на мосту через Совиный ручей» можно трактовать по-разному. Что же сделал с этим сюжетом Робер Энрико, коль скоро его картина прочно вошла в сокровищницу мирового кинематографа?
Однако прежде надо обратиться к самому сюжету, пересказать который нет возможности, ибо сегодня все боятся спойлеров. Думается, что в 1962 году публика приходила на фильм подготовленной. В ту пору люди много читали - они примерно представляли, что увидят на экране. Однако увиденное превзошло все ожидания, настолько пронзительно показал историю Робер Энрико.
В зачине военные ведут на мост приговоренного к казни. На его шее затягивают петлю. Приговоренный гражданский человек; по-видимому, он провинился в порче железнодорожного полотна. Обыденность происходящего приводит в ужас. Повесить человека на войне? - что может быть проще. Режиссер заостряет внимание на деталях. Вот с несчастного снимают галстук, вот на нем петля с громадным узлом. Вот ему связывают ноги. А он стоит на доске, которая перекинута через мост, и это последняя для него точка опоры. Наконец у него забирают часы. Сейчас офицер должен выкрикнуть роковые слова.
Однако жажда жизни настолько сильна, что приговоренный отказывается верить в происходящее. Кто знает, что испытывает человек, когда смерть дышит ему в затылок? Амброз Бирс, а вслед за ним и Робер Энрико приоткрывают перед нами мрачную завесу. Создается иллюзия, что жизнь торжествует. Так ли это? Следуют крупные планы деревьев, листьев, травы, песка - всего того, на что мы не обращаем внимания, если находимся в безопасности. И получается, что перед нами уже не кино о смерти, а полноценный гимн жизни.
Что там произошло дальше, я рассказывать не стану. Упомяну замечательную музыку Анри Ланоэ, которая точно иллюстрирует переживания главного героя. Фильм получился настолько удачным, что американцы показали его в рамках сериала «Сумеречная зона» (сезон 5, серия 22). Но вообще это самостоятельное произведение, снятое с небывалой страстью и куражом.