http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post234516815/http://www.liveinternet.ru/users/5237678/post334678422/ Джованна Гарцони - одна из немногих женщин-художниц эпохи барокко, достигших успеха и признания.
Джованна родилась в маленьком городе Асколи Пичено, в семье художников. С раннего возраста она хорошо рисовала и уже в 16 лет прекрасно выполнила два больших полотна - Святое Семейство и святой Андрей. В те времена женщина не могла сделать карьеру настоящего живописца, работающего маслом над большими полотнами, поэтому Джованна занялась иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось вполне подходящим занятием для женщины.
Обращает на себя внимание интересная художественная техника Джованны: она писала водными красками, преимущественно гуашью и темперой, на пергаменте. Точечная фактура пергамента позволяла художнице играть текстурами и формами. А работа водными красками придавала её рисункам невероятную свежесть и лёгкость.
Карьера Джованны складывалась довольно успешно, что было, в общем, нетипично для женщины того времени. Она работала при дворах знатнейших семей Италии. Ей покровительствовало семейство Медичи: герцог Фердинанд II Медичи и его брат кардинал Леопольд. Оба брата были очень увлечены наукой - они собрали обширнейшую коллекцию ботанических и зоологических редкостей. Джованна была приглашена к их двору во Флоренции, чтобы запечатлеть всё это природное великолепие в иллюстрациях для атласов.
Стиль Гарцони - это своеобразный симбиоз между натюрмортом и ботаническим исследованием. Простой и элегантный стиль, так отличавший её от фламандцев, снискал ей особенную популярность. Любовь и признание высокопоставленных заказчиков позволяли ей, по свидетельству современника, “продавать свои рисунки по той цене, которую она хотела”. К 43 годам, достигнув экономической независимости, что было редкостью для женщин 17 века в Италии (да и где бы то ни было, впрочем), художница покидает двор. В 1651 году Джованна вернулась в Рим. А в 1654 году её приняла в свои ряды Академия ди Сан Лука, что тоже было весьма необычно для того времени, так как в ассоциации такого рода женщины просто не допускались.
Умерла Джованна в 1670 году, завещав всё своё имущество, рисунки и деньги Академии.
Долгое время её имя было известно лишь узкому кругу специалистов. Так было вплоть до 1964 (!) года, когда в Италии на выставке натюрмортов любители живописи впервые увидели прекрасные рисунки Джованны Гарцони.
Уникальность и даже гениальность Гарцони, в том, что она, во-первых - делала «светлые натюрморты».
Барочный натюрморт, это натюрморт на черном фоне.
«Светлый натюрморт» - это основной признак современного натюрморта, начавший преобладать через 300 лет после смерти Джованны Гарцони.
Во-вторых - Гарцони делала "минималистические натюрморты». В зрелом возрасте, незадолго до смерти, Джованна пришла к поистине потрясающему, для барокко, прорыву в минимализм.
Ее ванитас с черепами, древними книгами и монетами - это концептуализм, супрематизм и минимализм вместе взятые.
Столетиями позже, великие художники приходили к таким же композиционным и даже цветовым результатам и воспринималось это, как гениальность. Достаточно вспомнить Шардена и Сезанна.