княгиня Мария Клавдиевна Тенишева

Dec 08, 2014 22:03

Занималась общественной деятельностью, коллекционированием, преподаванием, вместе с С. Мамонтовым субсидировала журнал "Мир искусства", поддерживала таких известных деятелей как Бенуа, Дягилев и многих многих других.

Но, самое, на мой взгляд, главное - М. Тенишева была художницей. Она возродила эмалевое дело в России, даже более того - восстановила технологию изготовления "выемчатой эмали", создала свыше двухсот тонов эмали. Это очень древнее и сложное искусство, что-то среднее между химией алхимией, археологией (с историей, т.к. многие секреты мастерства были попросту утрачены), словом, не берусь  описать трудоемкость процесса.

Во  Франции Тенишева   была избрана действительным членом Общества изящных искусств в Париже и членом Союза декоративно-прикладного искусства в Париже. После выставки своих работ в Риме Тенишева получила Почетный диплом от итальянского Министерства народного просвещения и была избрана почетным членом Римского археологического общества.



актуальная сова=)


вот такую книгу написала эта удивительно одаренная женщина. В 1916 году в Московском археологическом институте М. К. Тенишева защитила диссертацию на тему “Эмаль и инкрустация”, которая в 1930 году была издана в Праге отдельной книгой. Деятельность Марии Клавдиевны финансировал ее муж В. Н. Тенишев (1844 - 1903) - крупный промышленник, человек, серьезно занимавшийся этнографическими исследованиями.
Вообще, этот брак был у нее вторым. Она развелась с предыдущим мужем и уехала вместе с маленькой дочкой учиться оперному искусству во Франции. Да, у кн. Тенишевой еще было, как бы сейчас сказали - "первое высшее" - музыкальное=)



Вообще, в википедии довольно подробна изложена выдающаяся деятельность Тенишевой в области просвещения - как она выстроила народные художественные мастерские, открыла бесплатную художественную школу в Петербурге, какую вообще сказку она своими руками построила на Смоленщине, в поместье Талаково (там теперь ее музей, т.к. такое количество шедевров игнорировать просто сложно)))
Короче говоря, я просто покажу ее фотографии, а  в конце выложу крайне поучительные подробности ее нифига не простой жизни.








ендова создана по ее эскизу



К сожалению, после переворота 17го года, все труды княгини с образованием, школами, меценатством, понятное  дело, рухнули. Часть ее художественного наследия была перепродана, разграблена и просто утрачена. Сейчас, благодаря западным искусствоведам удалось найти и опознать 87 ее работ. Вот по этой теме хорошая статья, оттуд такая вот цитата:
"Цветные снимки дают возможность видеть, что Тенишева блестяще владела разными техниками эмальерного дела, свободно сочетая эмаль с деревом, металлом, костью, кожей в оформлении как плоскостных поверхностей, так и сложных скульптурных композиций. Особенно притягивает и завораживает многоцветье эмалей. Используя в украшении изделий одну из сложнейших эмалевых техник - выемчатую, она опытным путем открыла более 200 тонов эмали. По большому счету, это научный подвиг не только художника, но и ученого-химика."

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/2423/ (Наука и жизнь, "МИР ЭМАЛЕЙ КНЯГИНИ ТЕНИШЕВОЙ")

Одним словом, эта  женщина создала вокруг себя удивительный мир.
немного ее портретов и фотографий




Врубель (с которым вместе она работала и которому оказывала материальную и моральную поддержку) изобразил ее в образе Валькирии. Вообще, чтобы управлять классом мелких детей (Тенишева преподавала), сотрудничать и уживаться со взрослыми и гениальными художниками, управлять поместьем, коллекциями, курировать выставки и прочее прочее прочее - наверное, нужно обладать более чем боевым характером, так что думаю, Врубель очень неспроста ее изобразил так)


а здесь будет мемуарное (и грустное)


Мы видим сейчас результат блестящих трудов, гениальные работы, признание и все такое прочее. Кажется, что кн.Тенишева просто из тех женщин, на которых все валится с неба - захотела - развелась, потом ей повезло с замужеством, талант, богаство, слава, лучшие художники и умы признают в ней себе равную и все такое прочее.
Но на самом-то деле, ей приходилось очень тяжело в семье, мать была отчуждена от нее, т.к. с отцом ребенка у нее были очень тяжелые взаимоотношения, затем ребенок случайно от посторонних узнает, что он - незаконнорожденный, словом, психоаналитиков тогда не было, как-то сами справлялись.  Тенишева  оставила подробные мемуары, я поцитирую, есть очень грустные и очень забавные воспоминания:
После обедни батюшка всегда приглашал мою гувернантку Софью Павловну пить чай, а мне предоставлялась свобода, и я шла за каменную ограду погоста играть с Дуней, племянницей священника, тихой, хорошенькой девочкой моих лет. Мы гуляли, бегали, собирали землянику на могилках. В то время носили кринолины -- конечно, моя мать одевала меня по моде, -- но так как кринолин очень стеснял мои движения в играх, то я каждый раз старалась от него освободиться, преспокойно вешала его на один из крестов и тогда уже беззаветно отдавалась веселью.

"Кроме страха к матери, у меня проснулась критика -- что-то в душе осудило ее. Она давно отталкивала меня своим вечным криком, несправедливостью не только ко мне, но и ко всем окружавшим. Не раз при мне прислуга и даже близкие, не стесняясь, судили ее и роптали. Тяжело было подходить к ней с постоянным чувством страха и трепета. Я устала дрожать, жить постоянно с натянутымвниманием, чтобы только не навлечь на себя неудовольствия, удары и самые строгие наказания... Сиротливое чувство защемило мое сердце, я чувствовала, что она меня не любит."

"Все эти пережитые с детства минуты наложили на мою натуру неизгладимый отпечаток, исковеркали ее... У меня навсегда остались нелюдимость, недоверие к людям, страх сходиться, сближаться. При встречах с новым человеком я сразу становилась в оборонительное положение. Мне казалось, что он непременно наступит на меня, заденет, сделает больно..."

После довольно-таки тяжелого детства (т.к. с матерью отношения были совсем тяжелыми, можно почитать в мемуарах), Мария Клавдиевна очень рано выходит замуж. За юриста (кажется) Николаева, очертя голову, лишь бы обрести независимость. Ничего хорошего, в принципе, из этого не выходит. Вот так она описывает его семью, куда, по старым недобрым обычаям была приведена и вынуждена фактически в ней жить (сменила одну кабалу на другую)
"...Божками в семье были старший сын Александр, смазливый кавалергард, глупый, хамовато-пошлый невежда, и дочь Маруся, замужем, тоже за кавалергардом, напоминавшая свою мать во многом. Остальные дети в семье были на втором плане и роли не играли. Трудно было найти более ничтожных людей. Разговоры, мысли их, идеалы -- невозможно описать. Все было так серо, обыденно, бессодержательно. Пошлость колола глаза. Меня же манила жизнь. Хотела разгадать ее, заглянуть вперед, завоевать что-то. Постоянное общение с этими людьми давило, заглушало во мне все жизненные стремления, как непролазный бурьян. Только карты, скачки, балы да парады -- в этом были все их интересы. В этой среде о книге не имели понятия, не говоря уже о науке, политике, искусстве, музыке или о чем-либо отвлеченном. Я задыхалась между ними..."
о муже:
"Я старалась изучить мужа, знакомясь с его внутренним миром. Хотелось раскрыть в нем крупные черты, что-нибудь положительное, хотелось служить ему, бороться, идти рука в руку к одной цели"
но он оказался игроком:
" Я поняла свое горе. Сколько раз я умоляла мужа исправиться, побороть себя. Брала с него слово, и сколько раз он давал мне это слово, даже клялся, со слезами просил прощения, целуя мои руки... Но тут же, стоило только явиться одному из сереньких товарищей, как всезабывалось. Опять находился предлог, неотложное дело, и они уходили. На другой день снова раскаяние, самобичевание, просьбы о прощении, и так без конца. Сердиться на него было невозможно: бесхарактерность, слабая воля напоминали что-то детское. Он был просто жалок."
Но она не смогла сразу разойтись с ним:

"Жизнь моя почти сразу вошла в такие тесные рамки, что все надежды, стремления к осмысленному самостоятельному существованию отошли на далекий план. После шести месяцев замужества я увидела себя по-прежнему в тисках, но уже без надежды вырваться из них: рассчитывать было не на что и не на кого. Тяжелая беременность, трудные опасные роды, рождение дочери и тут же родильная горячка, от которой я чуть не умерла, поглотили меня и отвлекли надолго от окружающей действительности.

Как раз перед моими родами муж поссорился с матерью. Мы перестали видеться. Во время моих страшных мучений, длившихся четверо суток, я вдруг вспомнила одно старинное поверье: если перед родами не примириться с матерью, не разродишься. Тут же я просила доктора телеграфировать ей в Любань, что я прошу ее благословения и жду на крестины. Она ответила доктору: "Скажите Николаевым решительный ответ: крестить не буду". Меня это страшно огорчило, и спустя несколько часов у меня объявилась родильная горячка."

...А потом,  оправившись от родов,  М.Т. едет на прослушивание. Она всегда много пела и бессистемно занималась музыкой, ей хотелось быть певицей, в общем, ее приглашает знакомый к одному знаменитому учителю, музыканту, к Прянишникову. И тот говорит, что у М. Т. талант! Что непременно нужно учиться! Он посоветовал ей ехать в Париж, к великой Маркези, серьезно учиться.
Не знаю, у меня этот отрывок просто слезы вызывает:
Впервые я, забитая, из года в год обезличиваемая, не спросясь и даже не предупредив никого, вдруг утром села в поезд и уехала неизвестно куда... Должно быть, мой решительный вид, мое счастливое, взволнованное лицо внушили всем опасения: почувствовали, что со мной произошло что-то неожиданное -- и не ошиблись. Да, настал мой час... Явилась смелость, решимость. Я перестала бояться. Дух мой освободился от гнета. В моей серенькой пустой жизни я уже не видела ни смысла, ни выхода, и вдруг явился интерес, явилась определенная манящая цель, явился просвет...

Но фокус в том, что развестись тогда было очень и очень сложно... Ведь паспорт жены, ребенок и прочее имущество - принадлежали мужу. Только после судебного процесса жена имела право забрать половину имущества и т п. Но чтобы уехать, чтобы вот так - взять и развестись - в общем, дело было крайне трудное, не одна Каренина погорела на разводе, грубо говоря.  
Дома не могли в себя прийти от этих "выходок". Жизнь моя стала невыносимой. Ко мне за все придирались, по-прежнему угрожая, что лишат наследства. Дутью, колкостям и упрекам не было конца, но меня ничто не брало -- я стойко выдержала все нападки. Мой муж был, конечно, на стороне матери, старухи изображали сочувственный хор, качали головой, вздыхали -- все, все решительно были против меня. Я была непоколебима, требовала от мужа паспорта и ребенка.

Мария Клавдиевна уезжает с дочкой в Париж, продав свою обстановку, переживает массу приключений, знакомится с удивительными людьми и узнает успех. Спустя  несколько лет она знакомится со своим вторым мужем, получает художественное образование, строит школы, возводит терема, возрождает ремесла, становится вдохновляющим примером. Страшно представить, сколько бы потерял мир, если бы такой талант все-таки смогли бы задавить. А ведь всем этим людям почти удалось...

Ее мемуары можно почитать здесь

http://az.lib.ru/t/tenishewa_m_k/text_0010.shtml

эмаль, Россия, меценатка, история женщины, Франция, биография, ХХ век, дореволюционная Россия

Previous post Next post
Up