В период со 2 марта по 25 июля 2021 года в Милане прошла выставка "Дамы От Искусства. История женщин в искусстве XVI-XVII вв". Эта выставка давала возможность познакомиться с творчеством и невероятными историями жизни 34 художниц через 130 произведений.
Главная тема мероприятия - роль женщин в художественной жизни XVI-XVII века, которая, несмотря на стереотипы, была очень важной. Артемизия Джентилески, Софонисба Ангвиссола, Лавиния Фонтана, Элизабетта Сирани, Феде Галиция, Джованна Гарцони и многие другие рассказывают свои истории посредством живописи. Они демонстрируют достижения в качестве придворных художниц или взяв на себя руководство монастырской школой живописи; доказывают свою способность заводить знакомства, добиваться поставленных целей, создавать себе имя, занимаясь самопродвижением, отстаивая свои идеалы и возможность жить так, как они хотят.
Работы Софонисбы Ангвиссолы
Работы Орсолы Маддалены Качча
Работы Лавинии Фонтана
Кроме того, выставка даёт представление о том, какое образование получила каждая художница и в каких именно областях искусства она достигла успеха. Кураторы выставки Анна Мария Бава, Джойя Мори и Ален Такие собрали работы художниц с 67 музеев в Италии и по всему миру.
Работы Феде Галиция
Выставочное пространство было разделено на 5 секций, у каждой из них своя тематика. Первая секция посвящена художницам из "Коридора Вазари". Среди них, например скульптрисса Проперция де Росси, которая работала над оформлением базилики Сан Петронио. А также Софонисба Ангвиссола - художница благородного происхождения из Кремоны, которая была придворной художницей испанского короля Филиппа II. Одной из представленных на выставке работ художницы был алтарный образ Мадонна дель Иттрия, который до этого нигде не выставлялся. Он был недавно отреставрирован уроженцем Кремоны Доменико Крети.
Также можно было увидеть картину Лукреции Кистелли "Мистическое Обручение Святой Катерины" 1576 года, находившуюся в церкви Сильвано Пьетра в провинции Павиа. Она также выставлялась впервые, как и ткань, украшенная роскошной вышивкой работы Катерины Кантони.
Некоторые художницы пошли по стопам монахини-художницы XV века Катерины деи Вигри. Им была посвящена вторая секция выставки. Среди них: Антония Дони, дочь флорентийского художника Пало Учелло и Кармелитская монахиня; Доминиканская монахиня Плавтилла Нелли, настоятельница монастыря Святой Катерины во Флоренции, которая училась по рисункам Фра Бартоломео и организовала свою школу живописи, в которой монахини учились создавать алтарные образы, в том числе и на продажу; Орсола Маддалена Качча была родом из Монтальво и училась у своего отца, она создавала религиозные картины и натюрморты; Лукрина Фетти, сестра художника Доменико Фетти была монахиней монастыря Святой Урсулы в Мантуа.
Плавтилла Нелли Явление Христа из Кодекса #565
Орсола Маддалена Качча Святая Маргарита Антиохийская
Персидская Сибилла Орсолы Маддалены Качча
Лукрина Фетти Элеонора I Гонзага
Третья секция посвящена "семейным историям". Как известно, многие художницы были родом из семей, имеющих отношение к искусству. Обычно они получали уроки живописи от близких родственников. Самым ярким примером могут служить болонские художницы Лавиния Фонтана и Элизабетта Сирани. Сирани ушла из жизни в молодом возрасте 27 лет и стала легендой, поскольку за свою короткую жизнь создала впечатляющее количество произведений. Она была ученицей своего отца Джованни Андреа Сирани, который, в свою очередь был учеником Гвидо Рени. Элизабетта создала школу живописи для женщин и одной из её учениц была художница Джиневра Кантофолли, которая была на 20 лет старше.
Работы Софонисбы Ангвиссолы
Работы Элизабетты Сирани
Джиневра Кантофолли Женский Портрет (Кто Вы?)
Лавиния Фонтана Галатея и Херувимы
Другие художницы, работы которых представлены на выставке:
Феде Галиция - мастерица натюрморта и дочь миниатюриста Нунцио Галиция, работала Ломбардии и в Палермо.
Розария Новелли - художница, которой в настоящий момент можно с уверенностью приписать только одну картину -"Мадонну в Сан Франческо Борджиа" 1663 года, которая выставляется впервые.
Барбара Лонги - художница, основным мотивом творчества которой было изображение Мадонны и младенца Христа. Её отец и брат также были художниками
Маддалена Натали - дочь Джованни Баттиста Натали.
Кьяра Варотари - дочь художника Дарио Варотари Старшего и сестра Алессандро Варотари.
Работы Кьяры Варотари и Феде галиция
Четвёртая секция повествует о художницах- академиках. Так, Диана Скульптора была первой женщиной принятой в ассоциацию художников в Академии Виртуозов в Риме. Академия была основана для того, чтобы "поощрять науку, а также упражнения в искусствах и литературе, а кроме того способствовать душевному подъёму художников". В 1616 году Артемизия Джентилески была принята в Академию Искусства и Дизайна во Флоренции, основанной Козимо ди Медичи. В Риме была Академия Святого Луки, основанная Федерико Зуккари в 1593 году. Количество художниц, принятых туда намного больше: Лавиния Фонтана, Анна Мария Ваяни, Маддалена Корвина, Джованна Гарцони, Плавтилла Бриччи, Вирджиния Вецци, Элизабетта Сирани, Изабелла Парасоле, Тереза дель По, Лючия Нери, Ипполита де Биаджотти, Жустиниана Гвидолин и Катерина Гинасси.
Работы Вирджинии Вецци
Вирджиния Вецци Святая Катерина Александрийская
Лавиния Фонтана Венера получает дары от купидонов
Пятая и финальная секция посвящена Артемизии Джентилески, самой известной и успешной художнице эпохи. На её долю выпало много испытаний, она стала символом протеста и развития самосознания для последующих поколений художниц. Она родилась в Риме в 1593 году и была дочерью Орацио Джентилески. Артемизия практиковалась в Лондоне, Флоренции, Венеции и Неаполе. В её религиозных картинах женщины, такие как Юдифь, Далила и Иаиль были сильными героинями, а мужчины - скорее жертвами. Другими персонажами были Лукреция, которая предпочла умереть, но не быть униженной или такие святые, как Мария Магдалина и Святая Катерина, которые достигали спасения через покаяние и мудрость. Также на выставке была представлена картина Артемизии "Давид и Голиаф", атрибуция которой состоялась совсем недавно.
В заключение следует сказать, что выставка даёт понять как специалистам, так и неспециалистам, что женщины художницы заслуживают того, чтобы занимать важное место в истории искусства и в музеях, и что они оставили след в памяти человечества.
Работы Артемизии Джентилески
Артемизия Джентилески Кающихся Мария Магдалина
Артемизия Джентилески Давид и Голиаф