Мария ван Остервейк "Цветы в Вазе из Слоновой Кости"
Натюрморт как самостоятельный жанр появился в XVII веке в Нидерландах и пользовался большой популярностью приблизительно до 1725 года. Техники изображения красочных букетов, составленных из экзотических цветов были доведены до совершенства: чем более точно и реалистично выглядел каждый цветок на картине, тем выше ее оценивали. Среди мастеров цветочного натюрморта было немало женщин, поскольку им было запрещено изучать анатомию человека и писать с натуры обнаженных моделей. Кроме того, женщины играли огромную роль в сфере ботаники.
Принято считать, что цветочный натюрморт является символом мещанских добродетелей и материального благополучия и, прежде всего, передает дух того времени (XVII век в Голландии - эпоха путешествий в дальние страны, откуда привозились экзотические виды цветов и увлечение садоводством и сельским хозяйством было широко распространено). Тем не менее, изображение цветов и насекомых в картине может иметь и более глубокий смысл. Так, цветы могут символизировать бренность и скоротечность бытия, бабочки - перерождение и воскресение, а стрекозы - быстротечность времени, а муравьи - тяжелый труд и сбор урожая. Любопытно, что для каждого цветка было особое значение: роза - любовь, лилия - чистота души или справедливость, тюльпан - благородство, подсолнух - преданность, фиалка - бережливость, водосбор - печаль, мак - сила и т.д. В наше время цветочные натюрморты ценятся за то, что передают красоту и разнообразие природы.
Рашель Рюйш "Ваза С Цветами"
Клара Петерс (1594-1657) была одной из основоположников натюрморта под названием «маленький завтрак», но вместе с тем, она создала немало цветочных натюрмортов. Атрибуция одного из них состоялась лишь недавно. Розы, тюльпаны, нарциссы, фритиллярии, анемоны, фиалки и ландыши небрежно уложены в плетеную корзину и серебряный кубок, как будто их только что сорвали. Эта картина поступила к владелице музея в Оттерло, Хелене Креллер-Мюллер как работа кисти художника Питера Бинуа. В последнее время эксперты начинают признавать ее как произведение, созданное Кларой Петерс. В этом помогли плетеная корзина и серебряный кубок, которые также можно увидеть во многих ее подписанных картинах Петерс. Позднее, во время реставрации Ева ван Зюйен заметила, после удаления слоя краски в левом нижнем углу картины подпись художницы. Так состоялась атрибуция цветочного натюрморта кисти Клары Петерс.
Картины Михаэлины Вотье (1617-1689) после ее смерти часто приписывали другим художникам, в том числе, ее брату Чарльзу. Однако, при жизни художница была весьма успешной и получала престижные заказы на алтарные образы для церквей и монументальные мифологические сцены. Поэтому вовсе неудивительно, что два ее неподписанных цветочных натюрморта не были атрибутированы, ведь они совсем не похожи на другие ее работы. Они представляют собой две прекрасных цветочных гирлянды, висящих между черепами животных и демонстрируют удивительную изобретательность художницы. Она привнесла нечто новое в жанр натюрморта, придав ему черты римского погребального искусства. Черепа в сочетании с цветами могут служить символом бренности бытия, тем более, что цветы на этих картинах уже близки к увяданию.
Мария ван Остервейк (1630-1693) была одной из самых успешных мастериц натюрморта ее времени, наряду с Рашель Рюйш. Она не была дочерью художника, ее родители были священнослужителями, достаточно просвещенными, чтобы поддержать свою дочь в стремлении получить художественное образование. Уже при жизни художницы ее работы были в коллекциях монархов разных стран мира: австрийского императора Леопольда I, французского короля Людовика XIV, Козимо де Медичи в Италии, короля Польши Яна Собесского, штатгальтером Нидерландов Уильямом III и др. Полотна Марии ван Остервейк можно увидеть в крупнейших музеях
Санкт-Петербурга,
Вены,
Дрездена,
Лондона,
Праги,
Флоренции и др.
Не менее интересна история о том, как Мария ван Остервейк обучила искусству живописи свою горничную Гертье Вингес(1665-1735), более известной под патронимом Гертье Петерс. Константин Гюйгенс, который знал обеих лично, писал, что Гертье, оставив половую тряпку и метлу, училась «остервичить».
Рашель Рюйш (1664-1750) - одна из самых успешных голландских художниц за всю историю искусства. Она получила признание еще при жизни,заслужив звание подлинной «арт-героини». Полотна Рюйш ещё при её жизни пользовались большой популярностью у ценителей и большим спросом; цены на них были весьма высоки. Художница работала над ними медленно и тщательно, предъявляя к своему таланту живописца высокие требования. Её живопись оказала влияние на творчество Катарины Баккер. Рашель Рюйш занималась художественным творчеством на протяжении более чем 65 лет - её первая картина датирована 1681 годом, последняя - 1747-м.
Рашель Рюйш была дочерью известного нидерландского медика и естествоиспытателя Фредерика Рюйша (1638−1731). Под руководством отца она получает первые уроки рисования и ботаники. Фредерик Рюйш, профессор анатомии, располагал в Амстердаме собранием редких экземпляров и аномалий из медицинской практики, которое почти полностью было куплено у него Петром Первым для кунсткамеры в Санкт-Петербурге. В возрасте пятнадцати лет Рашель начинает изучать живопись у художника Виллема ван Алста, который изображал в первую очередь растения и цветы. Первоначально она, помимо цветов и фруктов, рисует также насекомых и пресмыкающихся. Для большей достоверности в изображении насекомых и растений, художница могла добавить в картину отпечаток листа или крыла бабочки, взятого из коллекции её отца.
По словам биографа художницы Иоганна ван Гола, ее отец поощрял естественное артистическое рвение дочери и понимал, что ее ждет большое будущее.
В начале карьеры Рашель Рюйш написала несколько так называемых «лесных сцен», в которых букеты цветов помещены в пространство леса и расположены рядом со стволом дерева, в окружении мха, грибов и различных обитателей леса, таких, как жуки, бабочки, ящерицы и улитки. Эти загадочные и мрачные композиции отсылают к работам Отто Марсеуса ван Шрика, другого мастера натюрмортов, который специализировался на лесных сценах (bosgrondjes).
Анна Рюйш (1666-1754)., как и ее сестра писала цветочные натюрморты. Характерной особенностью ее картин является композиция в виде буквы S.
Женщины добились успеха не только в создании цветочных натюрмортов, но и в ботанической иллюстрации. Поэтому среди созданных ими изображений цветов есть не только живопись, но также рисунки, гравюры, ботанические альбомы и книги. Наибольший вклад в эту область внесла Мария Сибилла Мериан(1647-1717). Она была не только художницей, но и ученой, исследовавшей насекомых и растения. Она изучала гусениц и процесс их превращения в бабочек, делая рисунки изображающие весь процесс. Всю жизнь Мериан работала над своей «Гусеничной Книгой», которая была позднее опубликована во многих томах. В 1699 по 1701 гг. художница вместе со своими двумя дочерьми - Марией Доротеей Гзелль (1678-1743) и Иоганной Хеленой Херольт (1668-1720), (которые тоже стали художницами в сфере ботанической иллюстрации) отправилась на Суринам, который был в то время голландской колонией. Там они находились с 1699 по 1701 гг., изучая местные растения и насекомых. Позднее, в 1705 Мериан опубликовала книгу Metamorphosis Insectorum Surinamensium, в которой содержалось 60 гравюр, изображающих развитие и трансформацию различных насекомых. Текст книги также описывал жизнь насекомых, их жизненные циклы, и чем они питаются. На первой гравюре изображен жизненный цикл таракана, а рядом с ним ананас - «первый из съедобных фруктов». История жизни художницы впечатляет и поражает воображение.
Johanna Helena Herolt
Алида Витхос (1661-1730)- нидерландская художница, представительница «Золотого века» нидерландской живописи, мастер ботанической иллюстрации. Рисовала натюрморты с цветами, фруктами и насекомыми. Работы художницы отличались изысканным стилем и превосходным чувством цвета. Она также писала пейзажи. В 1680-х годах ей удалось наладить сотрудничество с группой известных художников и богатых коллекционеров растений. Таким образом, она получила возможность работать в качестве ботанического иллюстратора. Особенно много заказов ей поступало от Агнес Блок (1629-1704) и Ботанического сада в Амстердаме. В 1687 годы Алида нарисовала первые плоды ананаса, созревшие в Нидерландах, которые вырастила Агнес Блок в своей усадьбе Вейверхоф в Пюрмеренде, где также культивировались многие другие экзотические растения. Вместе с Анной Марией Сибиллой Мериан, по заказу всё той же Агнес Блок, она создала серию акварелей. В дальнейшем эти работы были утрачены.
В 1698 году Алида написала двенадцать или тринадцать акварелей для «Атласа Монинкса[it]». Этот атлас содержал 425 акварелей с изображениями растений из Ботанического сада в Амстердаме. Большинство изображений в нём были сделаны художником Яном Монинксом. В проекте также принимали участие художницы Мария Монинкс (1673-1757) и Йоханна Хелена Херольт. Акварели Алиды Витхос вошли во второй том издания. В библиотеке Вагенингенского университета хранится альбом с акварелями, приобретённый коллекционером Саймоном Схейнвутом, который включает семь работ художницы, вероятно, созданных ею для этого издания. Они дают хорошее представление о высоком уровне её мастерства.
Maria Moninckx
Большая часть растений, изображенных в Атласе Монинкса произрастали в африке или Южной Америке
Катарина Эйкенс (1659 - 1737) - фламандская художница; мастер натюрморта. Дочь живописца и скульптора Йоханнеса Эйкенса (1613 - после 1680) и его второй жены Барбары (урождённой Брекевельт). Мастер исторической живописи Питер Эйкенс (1648-1695) приходился ей старшим братом.Первым учителем Катарины стал её отец. В 1688 году Эйкенс вошла в антверпенскую Гильдию Святого Луки. Она стала известна своими полотнами с фруктовыми и цветочными натюрмортами, в том числе картинами с цветочными гирляндами.
Катарина Эйкенс умерла в 1737 году. Некоторые картины художницы можно увидеть в мадридском национальном музее Прадо.
Катарина Икенс-Флоке (1608-после 1666) - фламандская мастерица натюрморта.
Катарина родилась в Антверпене и была дочерью мастера натюрморта Лукаса Флоке, три её брата тоже были художниками. В 1635 году она вышла замуж за художника Франса Икенса. Художница известна фруктовыми и цветочными натюрмортами, а также натюрмортами гирляндами.
Мария Тассер (1642-1665?) - фламандская мастерица натюрморта, которая жила и работала в Антверпене. Она была дочерью художника Питера Тессера и происходила из большой семьи художников. Две её работы, сохранившиеся до наших дней, представляют собой натюрморты-гирлянды. В этом жанре натюрморта, как правило, религиозный, мифологический объект или портрет, расположенный в центре, украшался цветочной или фруктовой гирляндой. Такие натюрморты были визуальным воплощением идеалов контр-реформационного движения.
Анна Мария Янссенс (1605-1668) - фламандская художница.
Она была ученицей своего отца - художника Абрахама Янссенса. В 1626 году вышла замуж за Яна Брейгеля младшего, с которым у неё было 11 детей. Художница известна цветочными натюрмортами, подписанными, но не датированными, которые были опубликованы Анной Марией Хейрс в 1985 году. Янссенс состояла в Антверпенской гильдии Святого Луки с 1645 по 1668 гг.
Мария Тереза ван Тьелен (1640-1706) - фламандская художница эпохи барокко. Она была дочерью мастера натюрмортов Яна Филипа ван Тьелена, который и обучил её своему мастерству. В 1665 году художница стала членом Академии Святого Луки в Антверпене.