Ка́ртика Аффа́нди (
индон. Kartika Affandi; род.
27 ноября 1934,
Джакарта) - индонезийская
художница, дочь
Аффанди Кусума.
Родилась в артистической семье: и её отец, и мать были художниками. Закончила школу в системе «таман сисва», затем университет Висва Бхарати в
Шантиникетане (Индия) и Лондонскую политехническую школу искусств, где изучала скульптуру. Изучала методы сохранения и реставрации художественных объектов в Академии изящных искусств в
Вене (1980) и в Международном центре сохранения и реставрации художественных объектов в
Риме[1]. В настоящее время руководит галереей и фондом культурного наследия своего отца Аффанди
[2].
Отец никогда серьезно не воспринимал ее увлечение живописью, говоря, что общество не сможет принять ее как художника, потому что она женщина. А если и примет, то она всегда будет лишь тенью своего отца
[3]. Несмотря на это, она не отказывалась от живописи и в 1957 году впервые приняла участие в коллективной выставке женщин-художников в
Джокьякарте. Как и отец, она никогда не пользуется кистью или палитрой - рисует пальцами, а краски выдавливает из тюбика прямо на полотно или растирает на тыльной стороне ладони. Мазки поэтому получаются грубые, но энергичные и очень экспрессивные
[4]. Картика как художница испытала огромное влияние отца, хотя и недолго посещала занятия в индийском университете Шанти Никетон и в художественной школе в Лондоне (1950). Её стиль, близкий к экспрессионизму с самобытной динамикой форм и колорита, несомненно от отца. Совместно с ним она принимала участие в создании фресок в Гавайском университете (1967). Один из её самых любимых жанров - автопортрет. Но на её полотнах изображены также рыбаки, крестьяне, рабочие, нищие, яркая природа Явы
[5]. Картины Картики хранятся во многих музеях мира. В 2016 году австралийский режиссер Кристофер Базиль снял о ней документальный фильм «Жизнь и искусство Картики Аффанди»
[6].
Картика - первая женщина-художница в Индонезии, которая осмелилась открыто выразить боль и борьбу женщины в поисках своей истинной идентичности, независимо от того, как это может вступить в противоречие с навязанными культурой ролями женственности.
- Астри Райт, профессор искусства Южной и Юго-Восточной Азии в Университете Виктории в Канаде
[7]