Женщины и акварель

Sep 09, 2019 23:41





Эллен Роббинс Осенние Листья



После образования в 1866 году Американского Акварельного Сообщества, США захлестнул резко возросший интерес к акварельной живописи, и это было благоприятным обстоятельством для многих художников. Но никому  тогда не удавалось так выгодно использовать сое знакомство с этим материалом, как женщинам. Преподавание акварели женщинам и детям, в школах и на дому было широко распространено благодаря ее аккуратности, легкости, дешевизне и доступности. Первая выставка Акварельного Сообщества прошла спустя год после его основания и у ней была цель - вызвать интерес к акварели у художников и коллекционеров. В течение 15 лет Американское Акварельное Сообщество было местом проведения самых интересных и разнообразных выставок; в течение 50 лет акварель практиковалась американскими художниками так широко, что ее стали рассматривать как национальную форму художественного выражения. Такой знаменательный подъем статуса этого материала не мог не повлечь за собой появления сони женщин художниц.



Джон Сингер Саржент Урок Рисования (на картине изображены: сестра художника (в центре) и племянница (справа)).

Свободные нравы нового сообщества были более чем очевидны во время ежегодной выставки в Национальной Академии Дизайна, которая была своего рода продолжением Зимней Выставки 1867/68. Организаторы выставки принимали произведения со всех уголков мира искусства, и среди них были архитектурные чертежи, эскизы для портфолио, английские акварели от коллекционеров и арт-дилеров, и впечатляющее для того времени количество работ, созданных женщинами - 30 % от общего числа.



Фиделия Бриджес Дикие Розы Во Ржи

Первой женщиной, принятой в сообщество была англичанка Элизабет Мюррей. Жена британского консула в Портланде, Мюррей имела прекоасное образование, много путешествовала и была принята в высшем обществе; ее жанровые картины, посвященные цыганской тематике помогли ей найти почитателей в Бостоне и Нью-Йорке, в течение ее 12-летнего пребывания в США.



Элизабет Мюррей Марокканский Пейзаж

Другая художница - американка Эллен Роббинс специализировалась на натюрмортах. Она зарабатывала а жизнь преподаванием живописи, а также созданием альбомов рисунков, изображающих осенние листья. На выставке 1867 года была представлена одна из таких ее работ, сочетающая в себе лучшие традиции ботанической иллюстрации в духе Марии Сибиллы Мериан с новыми веяниями в живописи.

Фиделия Бриджес, увлеченная изучением природы и более образованная, чем Роббинс, развила уникальный жанр «птица и цветок», изображая эти объекты в утонченном реалистичном стиле. Тем самым она установила профессиональные стандарты для последующего поколения художниц-акварелисток, таких, как Мария Оки Дьюинг, Эллен Тейер Фишер, Кэтлин Гриаторекс и Эмили Скотт, находящихся скорее на территории импрессионизма в 1880-х.

Повторяя успех Элизабет Мюррей, англичанка Рода Холмз Николз стала еще одной фигурой достойной подражания для последующих поколений. Она прибыла в Нью-Йорк в 1884 году, уже получив превосходное образование в Лондоне, Венеции и Риме, где она научилась яркому импрессионистскому стилю испано-итальянской школы.



Рода Холмз Николз Собирая цветы

Элис Шилле и Джейн Питерсон, обе со Среднего Запада, пользовались успехом на выставках и в артистических кругах Нового века. Обе получили образование в Нью-Йорке и много путешествовали по Европе, накапливая опыт, который привел их к постимпрессионизму. Для работ Питерсон была характерна яркая гуашевая техника, демонстрирующая ее склонность к экспериментам с цветами и орнаментами, в то время, как Шилле научилась у фовистов полупрозрачной манере письма, сделавшей ее одной из наиболее прославленных художников того времени. Также, как Николз, Роббинс и многие другие художницы, Шилле нашла стабильный источник дохода  в преподавании живописи, но некоторые зарабатывали созданием рекламы, дизайном и созданием иллюстраций



Элис Шилле Бушприт



Джейн Питерсон Пирс в Эдгартауне.

Фрэнсис Флора Бонд Палмер проложила дорогу для женщин в 1850-60-х годах, работая для печатного издательства Currie & Ives. Она прославилась, создавая акварельные рисунки для литографий; другие художницы зарабатывали тем, что расписывали те же оттиски акварельными красками, используя этот дизайн в качестве шаблона.



Фрэнсис Флора Бонд Палмер Низкие Воды Миссисипи

Бриджес пошла тем же путем в 1876, после того, как ее акварели привлекли внимание бостонского литографа Льюиса Пранга, использовавшего их для календаря. Его новые цветные прессы идеально подходили для воспроизведения полупрозрачности, и его компания нанимала много художниц, в том числе, Роббинс и Мюррей, когда его бизнес пошел в гору. Бриджес стала одной из его ведущих интерьерных дизайнеров, создавая дюжины очаровательных акварелей для гравюр и поздравительных открыток.



Фиделия Бриджес Птицы Зимой

Другие художницы пользовались возрастающей популярностью иллюстрированных газет и журналов, и, вместе с тем, улучшением качества печати. Акварельную живопись преподавали в специальных школах дизайна, где художниц готовили к специальностям иллюстратора, дизайнера и преподавателя. Акварелистка и арт-критик Сьюзан Картер обучала многих студенток в Женской Школе Искусств и в Филадельфийской Школе Дизайна для женщин, помогая им решить проблему поиска надежной уважаемой работы. Также в Филадельфии Говард Пайл обучал Девушек Красной Розы - Элизабет Шиппен Грин, Вайолет Оакли и Джесси Уилкокс Смит в Дрексельском Институте.



Элизабет Шиппен Грин С Молитвой На Устах

Все три художницы начинали как акварелистки, используя акварель для создания иллюстраций, и все они снискали широкую изветность в родной стране. Оакли также писала эскизы для витражей и стенных росписей, следуя практике Джона Ля Фаржа и других лидеров Американского Ренессанса. Ее дизайн здания Капитолия в Пенсильвании сделал ее самой известной муралисткой ее времени.



Вайолет Оакли Эскиз Мурали "Закон Божий" в Капитолии Штата Пенсильвания

Однако, Оакли была далеко не первой женщиной, применявшей акварельные техники в области дизайна; это был еще один способ получения профессионального статуса для женщин, помимо выставки живописных работ и иллюстраций. «Ветер перемен» и обновление, последовавшие в те времена, вызвали интерес ко всем видам дизайна, в частности, к объединенному дизайну. Концепция художественно оформленного интерьера продвигалась в бестселлере Кларанса Кука «Прекрасный Дом» в 1878 и эта идея была подхвачена тремя великими американскими дизайнерами - Лафаржем, Тиффани и Колманом. Все они были акварелистами и все нанимали женщин для своих декоративных проектов - текстиля, витражей, керамики, мебели, практикуя использование акварельных эскизов для дизайна. Все трое  прибегали к помощи художницы и вышивальщицы Кендис Уиллер, ее команда виртуозных вышивальщиц создала много роскошных тканей в то время. Один из редких экземпляров 1880 года хранится в Музее Метрополитен, демонстрируя живописные эффекты, созданные при помощи вышивки. По словам Уиллер, она хотела создать вышитую поверхность, передающую всю мягкость акварельных красок. ЛаФарж и Тиффани также находили, что акварель с ее полупрозрачностью и интенсивностью цветов идеально подходит для создания эскизов к витражам. Тиффани нанимал очень много женщин, как дизайнеров, так и сборщиц, поскольку он верил, что женщины более чувствительны к цвету. В его большой витражной мастерской трудилось огромное количество «девушек Тиффани», возглавляемых Кларой Дрисколл, известной благодаря дизайну ламп и торшеров и многие из его дизайнов витража были созданы талантливой художницей Алисой Нортроп. Инновационный дизайн витража, разработанный ЛаФаржем и Тиффани, демонстрировали взаимосвязь между переливчатостью стекла и тоновым разнообразием акварели, в то время как поверхность оконных стекол и абажуров напоминали мазки акварели.



Клара Дрисколл Эскиз маков для оформления абажура.

Керамика того времени выражала ту же эстетику, и была создана штатом художниц, работавших как с фарфором, так и в технике акварели. Из записей видно, что техника росписи фарфора имеет много общего с техникой акварели и популярность обоих видов искусства постепенно росла с 1870-х до конца века. Как акварель, так и роспись фарфора считались идеально подходящими для женщин, и обе сферы деятельности профессионализировались с появлением таких амбициозных и талантливых художниц, как Мэри Луиз Маклафлин, основательница Женского Гончарного Общества в Цинциннати. Маклафлин была пионером как в росписи, так и в глазировке фарфора. Не случайно художница выставляла свои работы в Американском Акварельном Сообществе.



Мэри Луиз Маклафлин Портрет Эстер Маклафлин

Многие женщины в то время зарабатывали, расписывая фарфор, другие создавали иллюстрации к журналам, публикующим эскизы узоров для росписи керамики вместе с другими декоративными проектами. Подписчицы этих журналов, а также энтузиастки и любительницы натюрмортов, росписи фарфора и вшивки составляли большую часть акварельного движения. Многие, например, Генриетта Бенсон Гомер, занимались дизайном интерьера и оформлением открыток. Она писала цветы в той же манере, что и Фиделия Бриджес и отправила свои акварели на выставку, проходившую в Бруклине в 1873, за несколько месяцев до этого ее сын Уинслоу Гомер принял решение также заняться акварелью.  Зимой следующего года оба стали членами Акварельного Сообщества. Уинслоу Гомер был не единственным художником, последовавшим примеру своей матери: Мать Джона Сингера Саржента была признанной акварелисткой, так же, как его сестра Эмили и племянница Рейне. Чарлз Рассел заявлял, что стал художником, наблюдая за своей матерью; Чарлз Демут вырос в семье, где все женщины были акварелистками; в семье Джорджии О'Кифф было два поколения художниц аквареисток, повлилявших на нее в детстве. Среди любителей акварели были также и коллекционеры: Изабель Стюарт Гарднер была покровительницей Саржента; Сара Чоуэйт Сирс будучи успешной акварелисткой поддерживала художника Мориса Прендергаста. Так, служа вдохновением и примером, женщины помогли сформировать вкус к акварели и высоко поднять ее статус в США с 1860 по 1925.



Джесси УИлкокс Смит Задумчивый Взгляд

иллюстрация, история, акварель, ХIХ век, США

Previous post Next post
Up