Москва. Выставка "Viva la Vida: Фрида Кало и Диего Ривера"

Jan 03, 2019 03:23

Смотрела по "Культуре" интервью с организатором. Он же организовывал выставку Фриды Кало в Питере. Он говорил, что сомневался, как примут художницу в России, не знал, насколько она узнаваема. Почему-то его страшно поразило, что практически половину посетителей питерской выставки ( он назвал цифру 45% ) составили молодые женщины младше 30. Выставка прошла с огромным успехом, за три месяца ее посетили 300 000 человек.
Московская выставка другая, на этот раз организаторы решили выставить двух знаменитейших художников Мексики вместе, подчеркивая, что выставка супружеской пары - редкое явление. Выставка пройдет в Манеже ( см. сопроводительный текст на сайте Манежа. Он начинается фразой "«Фрида - это лента, обернутая вокруг бомбы», - так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало" ). Обратите внимание, у выставки ограничение 18+! Не очень понятно, почему. Так что, к сожалению, с детьми пойти не получится, разве что со взрослыми детьми.
Честно говоря, я удивилась, когда узнала, что Фриду и Диего решили экспонировать вместе, ведь более непохожих друг на друга художников трудно найти. Но именно контраст ярче проявляет художественную индивидуальность их обоих.
В статье ниже кураторка рассказывает, на что стоит обратить внимание при посещении выставки.

--------------------------

Как смотреть выставку Фриды Кало и Диего Риверы. Куратор - о главных экспонатах



Куратор выставки Катарина Лопаткина - о картинах, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

21 декабря в Манеже открывается одна из самых ожидаемых выставок года - «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера». Она станет первым крупным московским смотром картин, созданных мексиканскими художниками Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю известнейшей супружеской пары в искусстве ХХ века. В экспозицию вошло более 90 полотен - работы из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), в котором хранится крупнейшая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы, из собраний галереи «Арвил» (Мексика, США), частных собраний Европы и Латинской Америки, в том числе коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, а также ранее не экспонировавшиеся в России произведения из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

По просьбе mos.ru куратор выставки Катарина Лопаткина выбрала 10 главных экспонатов и рассказала связанные с ними истории из жизни художников.



Катарина Лопаткина, кураторка выставки «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» в Манеже

Фрида Кало начала рисовать в 18 лет - после автобусной аварии, в результате которой получила травмы позвоночника и на какое-то время оказалась прикованной к постели. Со своим мужем Диего Риверой она познакомилась спустя несколько лет, когда отправилась к нему, уже известному мастеру, чтобы показать свои работы. Он влюбился. Их совместную жизнь нельзя назвать спокойной - бурные выяснения отношений, ревность и измены, но именно она стала для Кало одним из главных источников вдохновения.



«Больница Генри Форда» Фриды Кало (1932)

В основе всех работ Кало - ее биография, и «Больница Генри Форда», один из центральных экспонатов выставки, не исключение. Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.

Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).

При создании картины художница обратилась к идее ретабло - в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное - самого святого. Таким образом она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.



Фрида Кало. Больница Генри Форда. 1932 год

«Всего-то несколько царапин!» Фриды Кало (1935)

На картине - обнаженная окровавленная женщина, лежащая на кровати в центре абсолютно пустой комнаты. Спущенный чулок на правой ноге говорит о незащищенности, уязвимости его владелицы. Убийца, ее муж, напротив, полностью одет. В руках он держит нож.

В основе этой картины тоже реальная история. В 1935 году в одной из газет вышел репортаж о женщине, убитой мужем в порыве ревности. На суде он произнес фразу, которая потрясла Фриду: «Всего-то несколько царапин!»

В образе героя картины многие узнавали и Диего Риверу: то же телосложение, шляпа, которую он любил. Почему он? Как раз в это время произошло еще одно событие, больно ранившее художницу. Она узнала, что ее муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной. В оправдание он сказал, что этот мимолетный роман для него ничего не значит - вот они, эти «несколько царапин». Супруги обсудили ситуацию и решили объявить свой брак свободным. С тех пор любовников разрешалось иметь им обоим.



Фрида Кало. Несколько царапин. 1935 год

«Сломанная колонна» Фриды Кало (1944)

«Сломанная колонна» - одна из самых известных работ художницы. Сама она говорила, что это манифест страдания и одновременно воплощение силы женщины и ее стойкости под ударами судьбы. Она изобразила свое тело в разрезе. Позвоночник представлен в виде старинной колонны, давшей трещину (тело стягивают обручи металлического корсета, который ей пришлось носить после перелома позвоночника и многочисленных операций).

На фоне - Педрегальское плоскогорье. Именно там Ривера в 1940-х годах начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры. Культура Мексики, как и страдания Фриды, - главные темы в ее творчестве.



Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944 год

«Маска» Фриды Кало (1945)

«Маска» - довольно необычный автопортрет. Он относится к позднему периоду творчества Кало. Ей было 38 лет, и она уже не могла поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины и очень переживала по этому поводу. Любовь к автопортретам она объясняла просто: рисовать надо то, что хорошо знаешь.

На картине ее лицо закрывает маска Малинче - героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет - символ страсти и крови.



Фрида Кало. Маска. 1945 год

«Автопортрет с обезьянкой» Фриды Кало (1945)

В этой работе соединяются несколько образов, которые Фрида часто использовала: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь. Обезьяна в представлении художницы - преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь - обман. Собака ксолоитцкуинтли - священное для ацтеков животное.

Этой картиной Кало сказала, что перестала верить своему мужу, а помогают ей в преодолении трудностей совсем другие люди и вещи. Кстати, Фрида и Диего всегда держали в доме много животных: у них были попугаи, обезьяны, собаки.



Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой. 1945 год

Источник ( там есть еще картинки с выставки! ): https://www.mos.ru/news/item/49276073/

живопись, ХХ век, Мексика, художницы, 20 век, выставка

Previous post Next post
Up