Традиции окрашивания тканей у разных народов.

Apr 11, 2018 08:03





Нигерийская женщина в народном костюме.



Адире - нигерийская ткань, окрашенная синей краской из растения индиго, с применением различных техник сопротивления. Похожую ткань с применением этих же техник изготовляют в Сенегале, Мали, Мавритании, Бенине и Буркина Фасо. На сегодняшний день существует три техники окрашивания ткани: онико, алабере и элеко.

Онико - ткань собирается во множество мелких складок, в эти складки помещают семена хлопка или кукурузы, затем очень крепко перевязывают ткань в этих местах волокнами рафии.Кроме того, ткань может складыватья и сминаться в складки без добавления семян. В Сенегале такой узор называют "змеиная кожа".

Алабере - техника, при которой ткань перед окрашиванием сшивают или связывают хлопковой нитью или волокнами рафии. После окрашивания волокна обычно удаляются, но некоторые предпочитают оставлять их для создания необычного декоративного эффекта.

Элеко - рисовой или крахмаловой пастой на ткань наносят узор с помощью птичьего пера или металлического наконечника. Иногда узор наносится с помощью штампа, вырезанного из калебаса или дерева.



Окрашивание ткани красителем индиго.

Еще в Нигерии, а также в Мавритании добиваются очень интересного декоративного эффекта, нанося на тканьдеревянными штампами, опущенными в горячий воск. Затем воск смывается, а тань раскладывают на гладкой поверхности и отбивают молотком. Для создания традиционного наряда комбинируют простую неокрашенную ткань с окрашенной , и это дает потрясающий декоративный эффект. Также известна ткань индиго, выдержанная в контрастных тонах - небесно-голубом и темно-синем. Для создания такой ткани применяют технику многократного окрашивания, причем количество повторных окрашиваний может доходить до 25. Однако, в последнее время ткань адире окрашивается не только в синий цвет, но и в другие цвета. Такая ткань называется кампала. Более подробную информацию можно найти здесь http://unesdoc.unesco.org/images/0005/000546/054697eb.pdf



Женщина в накидке из ткани адире.



Техника Онико.



Техника многократного окрашивания.



Ткань под названием "змеиная кожа".



Техника алабере.



Техника Адире Элеко.



При изготовлении повседневной одежды широко используются ткани, окрашенные с помощью традиционных техник.



Это относится как к женским костюмам...



...так и к мужским.



Многоцветная ткань под названием кампала пользуется наибольшей популярностью.

В настоящий момент наблюдается возрождение интереса к традиционным тканям и современные художники часто используют эти мотивы в своем творчестве.  Художница Ники Дэвис-Окундайе открыла художественные мастерские по изготовлению ткани адире, кроме того, там есть классы по резьбе по дереву, пению, игре на музыкальных инструментах и танцам.



Ники Дэвис Окундайе.



Одна из ее работ.

Модная дизайнерка Амака Осакве создала лейбл Vaki-Oh и делает одежду с использованием народных мотивов.



Амака Осакве.



Maki-Oh.

Боголанфини - традиционная ткань из Мали, окрашенная ферментированной глиной.Перед окрашиванием ткань вымачивают в растворе, приготовленном из толченых листьев дерева нгаллама.Это придает ей желтоватый оттенок. После этого ткань высушивают на солнце, затем расписывают при помощи куска металла или дерева. В качестве красящего пигмента используется глина, взятая со дна реки и выдерживая в глиняном кувшине в течение года.Благодаря химической реакции, возникающей между глиной и тканью, краска остается даже после того, как глина смывается. Потом желтую краску из растения нгаллама тоже смывают, оставляя их белыми.После длительного использования окрашенные участки приобретают все оттенки коричневого, а белые становятся красновато-коричневыми. Существуют и другие способы окрашивания такой ткани: ткань вымачивается в растворе, придающем ей желтоватый оттенок, затем наносится рисунок черной краской, желтая краска удаляется, и остается черный рисунок на белом фоне; иногда встречается ткань с более простым черным орнаментом на желтом или оранжевом фоне.



Боголанфини.



Черное на белом.



Черное на желтом.



Еще одна разновидность боголанфини.



Изготовление ткани боголанфини.

В Того делают очень красивый батик, изображающий сцены из повседневной жизни. Каждая мастерица выражает себя в особенной, только ей свойственной манере.Это настоящее народное искусство. Ткань, окрашенная при помощи техник печати и сопротивления, называют адинкра. Краска для этой материи как правило изготовляется следующим образом: кору дерева толкут в ступе, затем опускают в воду на 24 часа. Потом эту смесь варят в течение нескольких дней. Через 5 дней к этой смеси прибавляют металлический шлак, для того, чтобы закрепить красящий пигмент и придать ему глубокий черный оттенок. Когда смесь теряет после варки одну пятую часть своего объема, к ней прибавляют толченый яичный белок, чтобы придать красителю блеск.Мотивы, которыми украшают эту ткань, сначала вырезают на калебасах. Для окрашивания ткань расстилают на широкой гладкой поверхности и накрывают мешковиной, которая играет роль набивки. Красильщица опускает штамп в заранее подготовленный раствор краски. Она всегда встряхивает штамп, прежде чем приложить его к ткани. Каждый символ имеет особенное значение. Это может быть поговорка, мудрое изречение, символ и т.д.



Женщина из Того, в костюме из ткани, окрашенной при помощи традиционных техник.



Изготовление ткани адинкра.



Штампы.

В Кот-д-Ивуаре для окрашивания ткани используют две краски - индиго и кола. Краситель индиго, как правило, смешивают с щелочью, а кола изготовляется путем вымачивания сушеных и толченых орехов кола. Более темные оттенки достигаются более длительным вымачиванием. Эта продукция удовлетворяет потребности местных жителей в одежде, равно как и эстетические запросы. Некоторые из этих тканей вставляются в рамку и служат в качестве ширмы.



Ткань, окрашенная красителем из орехов кола.



Ткань, окрашенная красителями индиго и кола.

В Южной Африке производят материю под названием шве-шве. При ее изготовлении ткань скрепляют булавками.Это - самый редкий способ изготовления батика из всех существующих.Для окрашивания ткани используют красители индиго и кола.



В странах Юговосточной Азии изготовлением батика также занимаются женщины. У Индонезии длинная история прекрасного текстильного производства; это традиционное искусство все еще считают важным, несмотря на процесс запанизации. Индонезия особенно отмечена за ее текстиль, сделанный в комплексе с методами окраски.

Батик - шаблонная ткань, произведенная при использовании воска. Другой вид текстиля, отличается техникой окрашивания, икат, в котором краска применена к пряже до ее переплетения. Эти ткани представляют сбой наиболее дорогой индонезийский текстиль.  Ткань прада - прекрасная хлопковая ткань в ярких цветах с цветочными мотивами, напечатанными с помощью золотой пыли или с приминением золотой фольги.



Индонезийский батик.

Батик также широко распространен и в других странах Юго-восточный Азии.



Малайзийский Батик.



Батик из Тайланда.



Батик из Шри Ланки.



Икат.



Халат из материи, окрашенной в технике икат.



Прада.



Штампы, с помощью которых наносят узор на ткань.



Бывают разных цветов.



Напоминают пряники.

В Индии широко распространена узелковая техника бандани. Она заключается в том, что мастерица прокалывает ткань длинным, специально отращиваемым на мизинце ногтем ткань, создавая узор. Ткань в этих местах завязывают узелком. Не менее часто в Индии применяют технику печати штампами.



Бандани.



Индийская женщина украшает ткань узором с помощью штампа.

Традиция кустарного производства набивных тканей в Токате (Турция) насчитывает уже более шести веков. Город, располагавшийся на пересечении сразу нескольких крупных торговых путей (в том числе и Шелкового пути), занимал пятое по значимости место в Османской империи и являлся одним из крупнейших ремесленных центров. Специалисты выделяют три способа обработки ткани: полностью ручная роспись кистью, роспись кистью внутри набивного контура и полностью набивной узор. По их словам, сейчас в Токате осталось только четыре мастера, занимающихся исключительно ручной набойкой тканей. Существует три основные техники набойки: «каракалем» (чернобелый контур), «эльвант» (набойка цвета с помощью специальных форм -- калыбов, причем для каждого цвета используется отдельный калыб) и «соктюрме» (техника травления ткани с помощью анилиновых красителей). Набиваются узоры двух видов: растительные и геометрические. А из полученных в результате набивных тканей изготавливаются не только платки и скатерти, но и платья, юбки, молитвенные коврики и др.



Турецкая ткань, украшенная штампами.



И еще одна.



Турецкая женщина штампом наносит узор на ткань.

Япония чрезвычайно богата различными техниками окрашивания. Наибольшей популярностью пользуется техника шибори, в которой существует масса способов связывать, сшивать или складывать ткань, в зависимости от ее типа. Каноко шибори - техника, при которой ткань связывают нитью. Миура шибори - техника, в которой ткань сшивается нитью с помощью крюковой иглы, но не делается узлов, кумо шибори - техника, в которой ткань сминается в складки, нуи шибори - ткань сшивается. араши шибори - ткань обертывают по диагонали вокруг шеста, итажиме шибори - ткань кладут между двумя кусками дерева и перевязывают шнуром. Еще существует техника тсутсугаки - на такнь наносят узор рисовой пастой, окрашивают ее, затем пасту смывают. Юзен - техника окрашивания бархата.В техниках бингата и кататзоме на ткань перед окрашиванием наносят рисовую пасту с помощью трафаретов. В технике рокетсузоме на ткань перед окрашиванием наносят воскс помощью штампов.



Каноко шибори.



Миура шибори.



Кумо шибори.



Нуи шибори.



Араши шибори.



Итажиме шибори.



Тсутсугаки.



Бингата.



Катадзоме.



Юзен.



Колеса со штампами, используемыми в технике рокетсутзоме.



Рокетсутзоме.

В России тоже существует традиция окрашивания ткани с применением раствора, содержащего воск, в качестве резерва. Такая ткань, равно как и раствор, называется вапа. Чаще всего ткань окрашивали в синий цвет, но с добавлением в раствор химических веществ, например, хрома или извести, можно было получить желтую или оранжевую ткань.



Вапа.



Штамп для создания узора.



Художница Елена Дикова.



Мастерская Елены Диковой.

Африка, Россия, декоративно-прикладное искусство, Азия, повседневное искусство, по всему миру

Previous post Next post
Up