Оригинал взят у
verapapkova в
Вера Вильковиская (1890 - 1944), живопись и графикаС 7 сентября, когда состоялся вернисаж этой выставки, прошло уже две недели, а я все никак о ней не напишу. Оказывается, это трудно, судить о художественных качествах портретов, с которых на тебя смотрят члены твоей семьи!
Вера Вильковиская. Автопортрет
В конце концов, я поняла, что и не буду пытаться включать искусствоведа.
Вера Вильковиская. Автопортрет в технике ксилографии и доска, с которой сделан оттиск
Эта выставка - безусловно, значительное событие в художественной жизни.
Вера Вильковиская. Автопортреты разных лет
Но для меня это большое событие в моей собственной жизни, и пусть это так и остается - я покажу здесь, в основном, портреты членов моей семьи. А все мои фото с выставки можно посмотреть
тут.
Семья Вильковиских. Слева направо,
стоят: Вера Эммануиловна (художница), Степан Эммануилович
сидят: Фаина Эммануиловна, Эммануил Яковлевич (мой прадед), Вера Николаевна (урожденная Арбузова, моя прабабушка, в честь которой меня зовут Верой), Надежда Степановна Арбузова (моя прапрабабушка), Николай Эммануилович
в самом нижнем ряду: Яков Эммануилович, Екатерина Эммануиловна (моя бабушка)
Художница
Вера Эммануиловна Вильковиская - старшая сестра моей бабушки, Екатерины Эммануиловны Вильковиской.
Вера Вильковиская, студентка Казанского художественного училища
Поэтому я с благодарностью воспользуюсь текстом, которым сопроводили выставку специалисты
Галеев-галереи:
Портрет сестры художницы Екатерины Эммануиловны (моей бабушки)
"Пик известности Вильковиской как художника-гравера приходится на 1925 год, когда состоялась ее единственная персональная выставка. Это была вторая из серии выставок в Казанском музее, посвященных мастерам современной русской графики. На протяжении 1924 - 1929 гг усилиями двух энтузиастов, Петра Дульского и Петра Корнилова, в Казани происходили исторически значимые события художественной жизни. Около 30 выставок известных художников от Фаворского до Юона и столько же иллюстрированных каталогов с текстами ведущих знатоков от Сидорова до Эттингера вознесли графику на новую ступень понимания жанра.
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки)
Портреты матери художницы, Веры Николаевны Вильковиской (моей прабабушки) и автопортрет
Творчество художника в послереволюционную эпоху, губительную для одних и благотворную для других, всегда таит в себе драматический стержень. Вера Вильковиская, как и многие ее современники, не избежала внутренних и внешних коллизий, повлиявших на ее развитие, как художника. Девушка дворянского происхождения, талантливая ученица Николая Фешина - казалось, судьба предопределила ей путь живописца. Ее ранние опыты свидетельствуют о влиянии учителя, неизбежном для любого ученика.
Портреты отца художницы, Эммануила Яковлевича Вильковиского (моего прадеда)
Одним из постепенно складывавшегося круга друзей и единомышленников был соученик Веры Эммануиловны по фешинской мастерской Николай Чеботарев, будущий глава казанских "левых".
Портрет Николая Чеботарева
Общение с ним и его женой Александрой Платуновой определило для Веры новые задачи в искусстве. В 1920 она вошла в состав только что созданного объединения "Всадник", сразу обозначившего себя как "графический коллектив". "Всадник" с самого начала взял курс на эстетизацию графики как искусства нового времени; с ручной печатью гравюрных папок-сюит; с авангардным подходом к книжной культуре и оформительству; с манифестациями, декларациями и выставочными акциями.
Портреты бабушки художницы, Надежды Степановны Арбузовой (моей прапрабабушки)
Вера работала в различных гравюрных техниках - офорте, линогравюре, литографии и, особенно плодотворно, в ксилографии.Основным ее жанром был портрет, ее работы украсили два из четырех альманахов "Всадника". Портрет оказался именно той сферой ее интересов, которая была поддержана ведущими художественными критиками. Петр Дульский в своем обзоре в московском издании "Гравюра и книга" (1925) выделяет Вильковискую как лучшую среди ксилографов Казани. Владимир Адарюков включил художника в свой "Словарь современных русских граверов", а Всеволод Воинов предложил Вере участие в эпохальной выставке "Русская ксилография за 10 лет (1917 - 1927)", состоявшейся в Русском музее.
Портрет брата художницы Якова Эммануиловича
Разгон не только
АРХУМАСА, но и всего казанского левого фронта в целом (1926), вынудил Веру переехать в Москву, где она так и не нашла тех возможностей, которые позволили бы раскрыться ее потенциалу. Ее жизнь в Москве, скромная и внешне неприметная, была внутренне напряженной. Она преподавала рисование детям в школах, занималась с дилетантами-любителями в Доме учителя Таганского района. Изредка навещала на Николиной Горе свою подругу по Казани Надежду Сапожникову, в прошлом модель блистательных портретов Фешина. В августе 1941 в обстановке хаоса и паники она приняла решение вернуться в Казань, где и умерла в 1944 от голода и болезней.
Портрет брата художницы Николая Эммануиловича
Выставка Веры Вильковиской стала возможной благодаря бережному отношению к немногим ее сохранившимся работам ее наследников, родственников, проживающих сейчас в Москве, Казани, Алма-Ате и Торонто. Почти все живописные холсты и графические произведения усилиями реставраторов были приведены в экспозиционное состояние, позволяющее судить о творчестве художника. Работы Вильковиской представлены и в крупных музейных собраниях страны - ГРМ, ГМИИ им. Пушкина, ГМИИ РТ, а также в частных собраниях Москвы."
Портреты брата художницы Степана Эммануиловича
Материал в "Ведомостях", посвященный выставке, озаглавлен
Вера Вильковиская - талантливая художница, которую не пощадил советский ХХ век - и с этой трактовкой нельзя не согласиться.
Мне самой трудно увидеть портретную галерею Веры отстраненным непредвзятым взглядом, потому что я знаю, кто эти люди, знаю, какие судьбы стоят за этими лицами, как трагически многие из них сложились.
Мой тонко чувствующий друг после посещения выставки отметил нечто, некое общее состояние, объединяющее все портретные образы - предчувствие беды. Как показала история, предчувствие сбывшееся.
Я благодарю и поздравляю
Галеев-галерею и лично
Ильдара Галеева с введением в отечественный художественный контекст имени Веры Вильковиской.
Не сомневаюсь, что это будет иметь серьезный резонанс и отклик.
Не могу не выразить восхищения и благодарности дорогой Наталье Вильковиской, без чьей энергии, упорства и любви не состоялась бы ни эта выставка, ни это открытие!
Видеорепортаж с вернисажа выставки 7 сентября 2017.
Click to view
Выставка будет работать до 8 декабря 2017 года.
Галеев-галерея находится по адресу
Большой Козихинский пер., 19/6, вход с Большого Козихинского в арку дома 17.