Лотта Райнигер (1899-1981) - немецкая режиссерка анимационного кино, получившая мировую известность благодаря силуэтным фильмам.
С шести лет Лотта интересовалась театром и вырезала силуэты. В кино ее привлекали фильмы-сказки и феерии Жоржа Мельеса. Она быстро освоила технику китайского силуэта и вырезала силуэты для школьных театральных спектаклей, в том числе «Ромео и Джульетта».
С 1916 по 1917 год Райнигер посещала актерскую школу, параллельно работая статистом в Немецком театре. В этот период она изготовила целый ряд силуэтов актеров, в том числе и Пауля Вегенера, который в 1916 году привел ее в кино.
"Чтобы привлечь к себе внимание, я вырезала профильные портреты актеров в позах с характерными для их ролей жестами. Меня заметили, а потом на меня обратил внимание и сам Вегенер", - вспоминала Лотта Райнигер.
Она изготовила рамки для промежуточных титров сначала в фильме "Свадьба Рюбецаля", а затем в фильме "Гамельнский крысолов".
Затем Лотта попала в студию экспериментальной анимации "Институт для культурных исследований", где в декабре 1919 года сняла свой первый собственный силуэтный фильм "Орнамент влюбленного сердца".
С 1920 по 1924 год Райнигер сняла несколько рекламных фильмов и четыре короткометражных силуэтных фильма, которые более 40 недель демонстрировались в кинотеатрах УФА. В 1923 году для фильма "Нибелунги" Фрица Ланга она сняла эпизод "Сон сокола", который не был использован. В том же году молодой банкир Луи Хаген предложил ей финансирование и производство длинного силуэтного фильма.
И в результате этого сотрудничества именно она сняла первый полнометражный мультипликационный фильм, а не Уолт Дисней.
Полнометражный фильм "История принца Ахмеда" (позднее "Приключения принца Ахмеда") по сказке из "Тысячи и одной ночи".В этом фильме было создано около 100 тысяч отдельных кадров. При скорости воспроизведения 24 кадра в секунду получается 66-минутный фильм.
Филигранные фигурки и интерьеры и во времена компьютерных технологий поражают совершенством форм и безупречной грацией движений. А ведь создавались они вручную - Лотте Райнигер вырезала силуэты ножницами из бумаги, укладывала на стекло, подсвеченное снизу, и каждую мизансцену фотографировала сверху. Потом подвижные элементы "теней" чуть сдвигались в нужном направлении, появлялся новый кадр.
В 1930-1932 годах Райнигер сняла три звуковых короткометражных силуэтных фильма "10 минут Моцарта", "Арлекин" и "Сисси".
В 1933 в Париже изготовила силуэты сцен из фильма "Мадам Бовари" Ренуара, а также силуэты для фильма "Дон Кихот" Пабста. В 1934 году Райнигер вернулась в Берлин, где она сняла несколько силуэтных фильмов, в том числе "Папагено" по "Волшебной флейте" Моцарта.
Click to view
В 1936 году Райнигер получила приглашение в Англию, где она представила свою коллекцию сначала в Бристоле, а затем в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Она познакомилась с Джоном Грирсоном, Альберто Кавальканти и Бэзилом Райтом и поставила фильмы "Завтрак короля" и "Приданое". Для фильма Ренуара "Марсельеза" она сделала эпизод игры теней.
В 1949 году уехала в Лондон. В 1953-1955 годах сняла 12 короткометражных анимационных фильмов для ВВС и американского телевидения.
Click to view
Много работала для театра, занималась книжной иллюстрацией. В 1970 году была издана ее книга "Театры теней и фильмы теней" (Shadow Theatres and Shadow Films). Летом 1971 года она изготовила 146 силуэтов к четырем операм Моцарта - "Женитьба Фигаро", "Дон Джованни", "Так поступают все", "Волшебная флейта", которые были опубликованы в 1988 году.
В 1975 году началось ее сотрудничество с National Film Board of Canada, для которого она сделала 16-минутный фильм "Окассен и Николет" по средневековой французской балладе.
Click to view
В 1979 году после двух лет подготовки был снят 24-минутный фильм "Кольцо и роза" по рассказу Теккерея.
В 1980 году в рамках посвященной кино выставки в Киноинституте Дюссельдорфа сняла 8-минутный анимационный фильм "Четыре времени года".
Всего Лотта Райнигер сняла несколько десятков мультфильмов, и все они выполнены в технике силуэтного фильма, доведенной ею до виртуозности.
"Мои руки уже так давно работают ножницами, что они сами по себе знают, что им делать", - говорила художница. Сказки и Моцарт были ее главными источниками вдохновения. Безупречная техника и юмор превращают ее сказочные сюжеты в истинное искусство - на стыке модерна и экспрессионизма, без излишней сентиментальности.
По данным Культурного центра имени Гёте, "Приключения принца Ахмеда" - это один из наиболее часто запрашиваемых для показа фильмов эпохи "немого кино".
Но если заграница знает шедевры Лотта Райнигер, то в Германии, где ее заново "открыли" лишь в 1969 году, она пока еще - совершенно незаслуженно - остается в числе "позабытых классиков". Впрочем, на волне нового интереса к немому кино ее очередное "новое открытие", возможно, уже не за горами: наконец в Германии выпустили DVD с ее фильмами.
Click to view
P.S. Не хватает тэга "Анимация".